Казыбек Шайх


Как вырастить "Эйнштейна"?

Как вырастить "Эйнштейна"?

Дети от природы любопытны. В день они могут задать сто тысяч «Почему?», «Зачем?» и «Как?» Почему Луна не падает на Землю? Почему зимой дороги скользкие? Откуда берется ветер? Как работает компьютер? И от того, как родители отвечают на их вопросы, зачастую зависят дальнейшие интересы детей и их познавательная активность.

Если родители смогут ответить ребенку на интересующие его вопросы понятным и интересным ему языком и сумеют превратить его любопытство в стремление лучше понять и узнать  закономерности явлений природы, то вполне возможно, что этот ребенок в дальнейшем серьезно увлечется физикой.

Ведь если посмотреть на биографии великих ученых-физиков таких, как Альберт Эйнштейн, Вильгельм Конрад Рентген, Мария Кюри, то мы видим, что ими двигало любопытство и стремление понять и познать невидимые человеческому глазу явления природы.

Если вашего ребенка интересуют такие вопросы, как «Почему извергается вулкан?», «Как взлетает самолет?», «Как работают батарейки?», плюс к этому он хорошо решает математические задачи, найдите для него любящего свой предмет учителя физики и пусть ваше чадо познает законы физики в свое удовольствие!

О том, как выявлять и развивать интерес ребенка к физике в разные периоды детства и подросткового возраста читайте в интервью с многократными победителями международных и республиканских  олимпиад по физике.

Сначала самое интересное об олимпийцах, далее интервью.

 

Ернур РысмагамбетовЕрнур Рысмагамбетов, 26 лет, обладатель золотой и серебряной медалей международных олимпиад по физике (IPhO) - Бали, Индонезия, 2002 г и Тайпей, Тайвань  2003 г; четырехкратный призёр республиканской олимпиады по физике – 2000, 2001, 2002 и 2003 гг..; абсолютный чемпион республиканской олимпиады школьников – 2003 г.

Тренер национальной сборной РК по физике с 2009 г. За 4 года выступления в качестве тренера, ученики под руководством Ернура выиграли 19 медалей из 20 возможных, из которых 5 золотых, 11 серебряных, и 3 бронзовых медалей, и взяли общекомандное 7-е место в неофициальном зачете в Тайланде в 2011г. Тренер национальной сборной РК на международной юниорской олимпиаде по естественным наукам с 2010 г. За 3 года выступления в качестве тренера: 10 медалей, самая высшая награда в общекомандном неофициальном экспериментальном зачете – 3-е место в Иране, 2012г. Тренер национальной сборной РК на международном научно-инженерном конкурсе для старшеклассников «IntelISEF» с 2011 г, за 2 года выступления в качестве тренера высшая награда конкурса «Best of the Best» присуждена Асие Кусаиыновой в США,  2012 г.  

Выпускник Калифорнийского Технологического Института в штате Калифорния, США в 2007 г.

Работает инвестиционным директором в Арабско-Казахстанском фонде прямых инвестиции «Аль Фалах»; предприниматель; занимается образовательными и социальными проектами.

Данияр СапаровДанияр Сапаров, 25 лет, обладатель бронзовой медали международной Жаутыковской олимпиады, Алматы, 2005 г.; призер республиканских олимпиад по физике – 2003, 2005 гг.
Выпускник КБТУ по специальности «Морская техника и технологии», 2009 год.

Работал преподавателем физики в Казахско-Турецком лицее в городе Костанай (2009-2011 гг.) и городе Караганда (2011-2012 гг.).

 

Галихан Байтиков1Галихан Байтиков, 22 года, обладатель бронзовой медали международной олимпиады по научным проектам по физике, Хьюстон, США, 2008; призер областных олимпиад по математике, 2 место по математике среди казахко-турецких лицеев.

Учится в  Университете Штата Иллиноис, Урбана-Шампейн, США, на 3 курсе по специальности «Энергетика».

 

Aйдар Кемелбай1Айдар Кемелбай, 22 года, обладатель золотой медали международной научной олимпиады, г. Афины, Греция , 2007 г.: диплом «За вклад» в XV Международном соревновании научных проектов «Первый шаг к Нобелевской премии», г. Варшава, Польша (2007 г.); победитель областных и республиканских соревнований научных проектов и олимпиад - 2005, 2006, 2007 гг.

Выпускник Евразийского национального университета, г. Астана, бакалавр технической физики, 2011 г.

Магистрант Швейцарского федерального института технологий (ETH Zurich) г. Цюрих по специальности «Микро- и наносистемы».

С 2008 – 2011 гг. учредитель и руководитель IT компании.

Жаксылык АкынЖаксылык Акын, 20 лет, обладатель золотой и бронзовой медалей 39-ой и 40-ой международной олимпиады по физике, Мексика 2010 г., Вьетнам, 2009 г.; трехкратный призер республиканской олимпиады школьников по физике - 2007, 2008, 2009 гг.

Учится на факультете физических наук в Наньянгском технологическом университете, Сингапур. Планирует учиться в докторантуре.

 

Асия КусаиноваАсия Кусаиынова, 18 лет, финалистка международного научно – инженерного конкурса для старшеклассников «IntelISEF - 2012» в городе Питтсбург, штат Пенсильвания, США, в котором приняли участие более 1500 лучших молодых изобретателей и учёных из 68 стран мира, 2012 г; получила первое место в секции "Электрическая и механическая инженерия" и звание «Лучший в категории среди инженерных работ»  за изобретение под названием «Разработка и создание многолопастного ветродвигателя на основе эффекта Магнуса с использованием вращающихся цилиндров переменного сечения». Помимо основного приза её работа получила особые награды: специальную премию в категории "Климат и энергетика" и грант от Carnegie Mellon University (США); награждена фондом имени короля Саудовской Аравии Кинг Абдул Азиза  (King Abdulaziz and His Companions Foundation for Giftedness and Creativity "Mawhiba") в категории "Возобновляемая энергетика"; завоевала поездку на европейский конкурс молодых учёных, который прошёл в г.Братислава, Словении, 2012 г. Победитель и призер республиканского соревнования научных проектов по физике - 2012 и 2011 гг.

Закончила Карагандинскую областную специализированную школу-интернат для одарённых детей «Дарын».

Кайсарбек ОмирзаковКайсарбек Омирзахов, 18 лет, обладатель золотой и серебряной медалей международных олимпиад по физике (IPhO) - Бангкок, Тайланд, 2011 г и Тарту, Эстония 2012 г; золотой и бронзовой медалей Азиатской олимпиады по физике (APhO) - Нью-Дели, Индия 2012 г.и Тель-Авив, Израиль, 2011 г.; серебряной медали Всемирной олимпиады по физике (WoPhO) - Ломбок, Индонезия 2012 г.; двух бронзовых медалей международной юниорской олимпиады по естественным наукам (IJSO) - Баку,  Азербайджан, 2009 г и Абуджа, Нигерия 2010 г.; обладатель приза в номинации "Лучшая Теория" Королевы Тайланда (IPhO) - Бангкок, Тайланд 2011 г.; трёхкратный призёр республиканской олимпиады по физике - 2010, 2011 и 2012 гг..

Учится в Университете штата Техас в Браунсвиль, США, на факультете физики.

Работает научным сотрудником в Университете штата Техас в Браунсвиль, США.

 

Ализа Шайх: Расскажите, как вы поняли, что вам интересна физика? Кто, по вашему мнению, оказал влияние на формирование вашего интереса к физике?

Ернур Рысмагамбетов: Впервые с физикой я кажется «познакомился» в 5 лет, когда  засунул гвоздик в розетку и отлетел на 5 метров. После этого появились привычка разбирать механические и электрические приборы, интерес к процессам и механизмам, любопытное наблюдение за явлениями природы, траекториями движения живых существ. Мне интересна была не сама физика, а границы мышления и понимания, которые она может раскрыть. Самым главным стимулом к изучению физики, пожалуй, стало стремление к постоянному усовершенствованию, но и семья, и учителя, и наставники, и друзья всегда поддерживали и усиливали мой интерес к науке.

Айдар Кемелбай: Мне с раннего возраста достаточно легко давалась математика, было интересно решать задачи, не входящие в школьную программу из разных сборников. В начальной школе мне еще не была известна физика, как отдельная наука, но были частые беседы дома о различных природных явлениях. До 7 класса я всегда считался «математиком», но уже в средней школе этот интерес быстро перерос в увлечение физикой, возможно, потому что физика не так суха, как царица наук. Мои родители преподаватели: мама – химик, папа – физик. Поэтому среда, в которой я рос, заложила и постоянно поддерживала интерес к науке в целом и к техническим дисциплинам в частности.

Данияр Сапаров: Я с самого детства интересовался математикой. Еще в начальной школе я был одним из лучших. Когда поступил в лицей меня приняли на олимпиаду по физике. Сначала я говорил себе, что я лучше всех по физике в классе. Затем это сбылось. Уже в 8 классе я действительно влюбился в эту науку. Больше всего мне было интересно решать задачи и думать о Вселенной, и обо всем вокруг вообще. Читал я почти все подряд, хотя на олимпиадах нужно было читать только определенные темы. Поэтому я потерял немало времени на "временно ненужные мне темы". Мне кажется, что в первую очередь меня заинтересовал мой отец (хотя он художник). Он с раннего возраста учил меня, как думать математически. Получается, что математику я полюбил почти с рождения. Когда я пошел в школу я уже знал больше, чем мои ровесники.

Потом уже в КТЛ-е меня вдохновил мой учитель по физике Мехмет Сурмен Бей. Я понял, что мне интересна эта наука с тех пор как я начал заниматься физикой. Ведь для понимания этого предмета нужны в основном две очень важные вещи. Это - математика и пространственное мышление. Пространственное мышление у меня развил отец. Так как он художник, рисовать я начал, кстати, тоже почти с рождения, даже не помню когда. Никогда не бравший уроки черчения, я почти идеально выполнял домашние задания моего брата, который учился в университете на техническую специальность. Вот две основные вещи, на мой взгляд, которые необходимы для изучения физики и математики.

Кайсарбек Омирзахов: До седьмого класса я не имел никакого представления, что такое физика. В первом году учёбы в лицее, я, как и многие мои друзья, выбрал по рекомендации моих старших братьев один из предметов для подготовки к олимпиадам.  Единственной причиной было то, что занятия физикой существенно облегчили сдачу ЕНТ, и проводилось достаточно много соревнований. Постепенно, во время усердных занятий по физике я полюбил ее. Мне трудно сказать, кто определенно оказал влияние на формирование моего интереса к физике. Но с уверенностью могу сказать, что уникальная атмосфера в школе и дружеское соревнование между участниками сыграли ключевую роль в моих небольших достижениях.

Галихан Байтиков: До 10 класса я занимался математикой, но с 10 класса начал интересоваться физикой и участвовать на различных олимпиадах по научным проектам. Почему я начал заниматься физикой? Просто в будущем я не видел себя математиком или экономистом, всем тем, что тесно связано с математикой. Я хотел стать инженером как мой отец. Но мои родители говорили, что я должен заниматься тем, что мне самому нравится и всячески поддерживали меня, чем бы я не занимался.

Асия Кусаиынова: Будучи первым ребёнком в семье, согласно казахским обычаям я была отдана на воспитание бабушке и дедушке. Мой дедушка -профессор и доктор технических наук. С самого детства я очень люблю своего дедушку и мечтала быть похожей на него, стать физиком. Затем, когда в 7 классе началась физика, я на самом деле полюбила физику. С рождения я жила в селе Карагандинской области в небольшом домике с бабушкой и дедушкой. Думаю, что начальный интерес к физике мне привил мой дедушка, когда учил меня работе по дому. Он учил меня разбираться в инструментах, забивать гвозди, чинить что-нибудь не очень сложное, топить печь согласно законам теплофизики и выполнять подобную домашнюю работу. Поэтому уже с детства я немного знала о законах физики.

olimp 

Ализа Шайх: Поделитесь, что именно вам нравилось в изучении физики?

Асия Кусаиынова: В физике всегда нравилось работать руками с техникой, я думаю, что могу работать только в области точных наук, точнее  в области физики и математики. Не могу сказать, что мне нравится только физика, пока в школе не началась физика, моим любимым предметом была математика. На данный момент могу сказать, что помимо физики и математики, я очень люблю медицину и психологию, потому что больше всего на свете я мечтаю помогать людям, но к сожалению, как мне кажется, мой ум не предрасположен к идеальному знанию биологии, поэтому я хотела бы когда-нибудь суметь помочь людям, возможно, не очень хорошо зная биологию, но создавая технику, которая будет не вредна, как атомные электростанции, а наоборот, очень полезна.

Данияр Сапаров: Нравилось мне в изучении физики то, что она заставляет тебя думать так, как никогда раньше. Физика развила во мне критическое мышление, заставила выходить за рамки своего мышления, чтобы действительно понимать суть вещей. На самом деле физика это не единственная наука, которой я интересуюсь. Мне также очень интересны математика, химия и биология. Но больше всех меня интересовала именно физика, так как все мои навыки сводили меня именно к ней.

Ернур Рысмагамбетов: В изучении самой физики мне нравилось изучение новых разделов и применение этих знании для решения новых задач.  С каждым разделом задачи становились все интересней, а желание изучать физику все сильней. После достижения определенного уровня, начинаешь понимать всю суть и прелесть этой науки, ее применимость в других науках и повседневной жизни. Мне также нравился процесс подготовки и само участие на международных олимпиадах. Это незабываемое ощущение, когда представляешь страну на международных конкурсах. Как и на спортивных олимпиадах, на научных олимпиадах  бывают духовные и эмоциональные взрывы, разочарования и победы, и, самое главное, –  отличная возможность испытать свои знания, стрессоустойчивость,  силы и правильность методики по которой трудился целый год. 

Кайсарбек Омирзахов: В основном, в изучении физики мне нравилось интенсивно использовать математические уравнения и решать задачи разных уровней. Электродинамика была и есть моя любимая тема в физике. После нескольких лет занятий я был очень рад, что выбрал именно физику. К тому времени я узнал, что любой хороший физик может стать успешным химиком, программистом или математиком, но не любой человек может стать хорошим физиком. Это хорошо известный факт!

Жаксылык Акын: Изучая физику, понимаете законы природы и со временем лучше узнаете замудренную и красивую суть природы.  Все предметы очень интересные, но физика представляет очень широкий спектр возможностей.

олимп1 

Ализа Шайх: Как вы рекомендуете заниматься физикой (методики, игры, книги, учебники и т.д.)

в 2-5 лет

в 6-8 лет

в 9-12 лет

в 13-15 лет

в 15-18 лет

Айдар Кемелбай:

В 2-5 лет:

Думаю в этом возрасте еще рано рассказывать о физике как таковой, но очень простые и понятные для ребенка беседы о том, что, почему и как происходит в окружающем мире будут полезными.

В 6-8 лет:

В этом возрасте родителям нужно обратить внимание на то, что вызывает у ребенка больший интерес. Достаточно часто родители пытаются навязывать ребенку математику, хотя ребенок более силен в гуманитарных направлениях. Сейчас существует много разных «мини-лабораторий» для детей, суть которых заключается в демонстрации самых простых научных экспериментов в домашних условиях. Такие наборы для детей есть по всем направлениям (физика, химия, биология) и для всех возрастов. Считаю, что это позволит детям «почувствовать» науку и заинтересоваться ей.

В 9-12 лет:

В этом возрасте нужно сделать упор на математику. Этот предмет будет всегда являться фундаментом для ребенка, если он решит заниматься наукой.

В 13-15 лет:

Примерно в этом возрасте начинаются уроки физики. Значит это и будет отправной точкой для ребенка. Часто бывает, что детям больше нравится учитель, а поэтому и сам предмет. Конечно, менять школу из-за плохого/скучного/злого учителя физики глупо, но родитель всегда может взять функцию учителя на себя, заниматься дополнительно, нанять репетитора.

В 15-18 лет:

Если ребенок уже серьезно и осознанно занимается физикой, нужно мотивировать его развиваться больше и больше. Этому способствует участие в олимпиадах, где здоровая конкуренция между учениками и желание быть лучшим сделают свое дело. К моменту окончания школы, нужно еще раз четко проанализировать способности и самое главное желание ребенка заниматься физикой дальше, так как предстоит сделать важный выбор – выбор своей будущей профессии.

По поводу книг, могу посоветовать стандартный набор олимпийца. Начав с простейших задач из сборника Рымкевича нужно планомерно усложнять материал:

  • Гельфгат И.М. 1001 задача по физике.
  • Козел С.М. Сборник задач по физике.
  • Иродов И.Е. Задачи по общей физике.
  • Савельев И.В. Сборник вопросов и задач по общей физике.
  • Задачи из физико-математического журнала Квант.
  • Сборники Московских городских олимпиад по физике.
  • Сборники всероссийских и всесоюзных олимпиад.
  • Сборники задач республиканских и международных олимпиад.

Данияр Сапаров: Рекомендую заниматься физикой с человеком, который хорошо знает этот предмет. Были бы у нас специальные кружки такие же как в России для интересующихся наукой, было бы здорово. Потому что не у всех хватит терпения понимать сложные темы в физике. Поэтому обязательно нужен человек, который может быстренько объяснить некоторые сложные вещи, вдохновить молодежь.

В 2-5 лет: Больше развивать в ребенке пространственное и расчетное мышление.

В 6-8 лет: Побольше заниматься с ребенком по математике. В этом возрасте он уже должен знать темы классов постарше.

В 9-12 лет: Ребенок уже должен иметь представление о физике. Хорошо должен знать математику. Желательно чтоб уже знал темы 11 классов.

В 13-15 лет: В этом возрасте ученик уже должен быть ознакомлен со всеми темами школьной физики. Должен уметь решать сложные задачи, понимать вузовские темы.

В 15-18 лет: В этом возрасте человек уже должен знать, что он действительно понимает предмет, что он действительно хочет стать физиком в будущем. Читать научные статьи и публикации.

Жаксылык Акын: С детьми с самого раннего детства нужно заниматься на такие темы как логика, мораль и конструирование.  Потом до 7 класса фокусироваться на математике, желательно чтобы в 7 классе закончил программу школы по математике, и затем, интенсивно занимаясь физикой можно закончить олимпиадную программу школы по физике до 10 класса, после этого уже читать научные публикации и заниматься по программе физики таких  университетов как MIT (МИТ), Стэнфорд. Список книг во многих школах имеется. Все вышесказанное поможет ученикам эффективно заниматься физикой в университете и после окончания университета.

Асия Кусаиынова:  Чтобы знать физику в первую очередь нужно знать математику. А чтобы знать математику, нужно иметь очень хорошую логику. С детства нужно учиться играть в такие игры, как шахматы, играть с лабиринтами. Чтобы знать физику нужно постоянно что-то мастерить своми руками. И главное, нужно очень любить читать.

Кайсарбек Омирзахов: До 13 лет, я бы рекомендовал, читать энциклопедии для расширения кругозора. В 13 лет, постепенно изучать физику формулами и уравнениями. Для этого есть достаточно материалов и учителей. После 14 лет, интенсивно заниматься физикой с университетским уровнем математики, отдавая все свободное время физике.  Есть ряд обязательных книг, которые нужно прочитать для того чтобы почувствовать республиканский уровень проведения олимпиад. Многие школы, интересующиеся олимпиадой, имеют основной список учебников, по которым я и занимался.

Ернур Рысмагамбетов: Сейчас существуют множество методик и рекомендаций для оптимального изучения науки и физики. Но я считаю, что для каждого ребенка нужно выстраивать свою методику и применять индивидуальный подход, так как  способности и окружающая среда каждого ребенка различаются. Я думаю, что ни в коем случае не стоит наталкивать ребенка к углубленному изучению физики. Ребенок должен сам выбрать  и проявить огромный интерес к этому предмету.  Тем не менее, есть определенные общие вещи и правила, которые родители или опекуны должны будут предпринять уже в раннем возрасте ребенка. В первую очередь, и это не только связано с изучением физики, но и науки в целом, необходимо развить у ребенка логику мышления. Проводились различные исследования, которые утверждают, что логическое мышление бурно развивается в раннем возрасте до 10 лет.  Правда это или нет, в любом случае необходимо развивать логическое мышление в раннем возрасте.  Дополнительно к логике, я бы еще добавил важность занятия спортом, музыкой и проведение много времени на природе.  Спорт необходим не только для здоровья, но он также вырабатывает у ребенка выносливость, терпение и дисциплину.  Музыка придает гармонию для человека и раскрывает понимания абстракции, симметрии, баланса и целостности. Необходимость проводить время на природе важна хотя бы потому, что природа является основным первоисточником знаний о физических явлениях. Степь, со всеми явлениями в ней, уже является огромной лабораторией, подобных которой я не видел нигде.     

олимп2 

Ализа Шайх: Как вас мотивировали родители, учителя?

Ернур Рысмагамбетов: Родители всегда поддерживали меня морально и материально.  С каждой новой победой они мне дарили может и символические, но бесценные подарки. Учителя, особенно по другим предметам, поддерживали меня и относились с пониманием к тому, что я уделял свое основное время не на их предметы. Друзья поддерживали меня на каждом соревновании, искренне праздновали мою каждую победу. Соперники по олимпиаде сыграли немловажную роль в моей мотивации. Огромную мотивацию давал РНПЦ «Дарын» на каждом международном конкурсе.  

Кайсарбек Омирзахов: Я просто хотел побеждать на олимпиадах, тем самым радовать моих родителей и учителей. Их искренняя радость была и остаётся главной мотивацией для меня.

Айдар Кемелбай: Особой необходимости в мотивации не было. Я всегда понимал, что участие и победы в олимпиадах – это возможность развиваться дальше и показывать свои способности. А вот условия подготовки и поддержка – это очень важно.

Галихан Байтиков:  Учителя предоставляли нам шанс ездить в другие города и получать знания у лучших преподавателей и профессоров, а родители создавали все условия, чтобы я мог поехать. Они всегда говорили, что нельзя жалеть средств когда дело касается получения знаний.

Данияр Сапаров:  Меня родители мотивировали тем, что они поддерживали материально все мои поездки по олимпиадам и подготовкам. Учителя мотивировали тем, что нужно много заниматься, и в один прекрасный день ты получишь то, к чему стремился.

Асия Кусаиынова:  С самого детства и до сих пор во мне есть одно качество, которое сильно отличает меня от других. Я очень большая мечтательница, и мои мечты безграничны. Думаю, что самой главной мотивацией для меня были мои мечты. Я хочу исполнить все свои мечты ради моей мамы, которая всегда была и есть мой лучший друг, ради бабушки и дедушки, которые воспитывали меня так, как воспитывали детей во времена казахского ханства. Они научили меня очень  многому, научили знать цену деньгам, старались дарить мне внимание и поддержку, какую только могли, и ради своих ещё маленьких сестрёнок, которым я мечтаю подарить хорошее будущее. Спасибо им за то, что ради них, я всегда имела мотивацию огромной силы - мои мечты.

Жаксылык Акын: Учителя создавали хорошие условия для подготовки к олимпиадам и мотивировали нас, показывая главные цели.

олимп3 

Ализа Шайх: Оглядываясь в прошлое, что Вы изменили бы в способах, методах изучения физики?

Галихан Байтиков:  Больше практики и экспериментов. Эксперименты помогают понять все формулы и законы физики.

Асия Кусаиынова: Во-первых, хотелось бы ходить на кружки авиа- и судомоделирования; во-вторых, как можно раньше хотела бы начать изучать физику на английском языке, так как вся мировая техника в основном произведена англоязычными странами.

Айдар Кемелбай: Думаю, что некоторые моменты, действительно, можно было бы улучшить. Сейчас понимаю, что в школе не хватало классического теоретического подхода к физике, к примеру, чтение советских книг по теоретической физике, хотя там частенько встречается сложный материал, который школьнику нужно разбирать с преподавателями.

Жаксылык Акын: Соблюдал бы методику, которую описал в ответе «Как вы рекомендуете заниматься физикой».

Кайсарбек Омирзахов: Необходимо повысить планку уровня знаний. Учить учеников более углубленно физике с использованием комплексной математики, которую проходят в начальных курсах университетов. Таким образом, наши олимпийцы будут не только отлично учиться в школах, но и будут хорошо подготовлены к университету. Это в свою очередь способствует на их быстрое дальнейшее развитие.

Данияр Сапаров: Я бы больше посвятил себя учебе. А ведь все-таки были моменты, когда я был расслаблен. Побольше спрашивал бы старших, как заниматься и конечно же поступил бы на физику как я этого всегда хотел, а не на нефтяника, как этого хотели родители.

Ернур Рысмагамбетов: Олимпиадные задачи по физике, особенно международного уровня, очень сложные. Порой школьные учителя и даже многие ВУЗовские профессора бессильны при решении сложных олимпиадных задач. При подготовке многим приходится самим понимать темы и методы решении олимпиадных задач. Поэтому необходимы наставники и тренера, которые могут в той или иной ситуации подсказать и правильно направить учеников. В моей жизни было несколько наставников, которые советовали, что и когда изучать. Но, к сожалению, я часто стеснялся спрашивать у них вопросы, днями и ночами раздумывая над очевидными вещами. Я думаю, эта проблема есть у всех олимпийцев.  Они привыкают к самостоятельному изучению предмета, после чего уже не воспринимают чужих советов и наставлений. Дополнительно, многие ребята слишком увлекаются решениями только задач, забывая при этом важность понимания всей теории и ее применения при определенных ситуациях. Еще одна частая ошибка учеников - это изучение сложных разделов и литературы несвоевременно.   Думая, что они уже много знают, ученики переоценивают свои силы, читая университетскую литературу в раннем школьном возрасте. Они заблуждаются, думая, что чем сложнее тема, тем лучше. Это приводит к тому, что они, не разобравшись с базовой литературой, прыгают на верхние уровни знаний, после чего запутываются в своих знаниях. Представьте, если бы Илья Илин сразу начал поднимать олимпийские штанги в раннем возрасте, то надорвал бы себе спину и не было бы у него 2-х золотых медалей.  

олимп4 

Ализа Шайх: Ваши рекомендации родителям.

Галихан Байтиков:  Не жалеть средств и времени для своих детей. Помогать им получать знания только у лучших.

Данияр Сапаров: Больше занимайтесь с ребенком с раннего возраста, можно сказать что даже с рождения. Пусть много занимается умственно, физически и духовно. Пусть ходит на разные секции - музыка, рисование, танцы. Пусть учит много стихов для развития памяти и решает логические задачи для развития логики. Обязательно подальше держите их от телевизора и компьютера, что способствует развитию в обратном направлении (притупляет). И, конечно же, не надо потом заставлять их идти на специальность, которая их не вдохновляет. 

Кайсарбек Омирзахов: Нужно с детства объяснять детям откуда и как приходят деньги. В свою очередь дети будут знать, как зарабатывать деньги и всегда стремиться получать хорошие знания. Ведь самые выгодные инвестиции - это инвестиции в образование. Инвестиции - это не только материальные средства, но и время, и усилия. Во всяком случае, именно этому меня учила мама. Отдать детей в шахматный кружок как можно раньше. Так как шахматы очень помогут развить логическое мышление. Я это испытал на себе. Читать художественную литературу, желательно классику.

Ернур Рысмагамбетов: Обычная ошибка родителей в том, что они считают школу полностью ответственной за образование своих детей.  Еще одна типичная ошибка это то, что родители жалеют своих детей и этим демотивируют глубокое изучение какого-либо предмета.  Я думаю, что родители должны выступать как основные мотиваторы, при этом вникать и участвовать в общем процессе подготовки своих детей, создавать правильную среду для подготовки, не загружать чрезмерно детей бытовыми и семейными проблемами, координироваться с учителями и со школой для обеспечения лучших условии для подготовки своих детей.

олимп5

Ализа Шайх: Какие навыки, по Вашему мнению, необходимо развивать дополнительно?

Асия Кусаиынова: Если родители хотят видеть ребёнка, который очень хорошо учится, в первую очередь, это должен быть активный и спортивный ребёнок. Без спорта невозможно чего- либо добиться. С самого детства дети должны очень любить спорт, и не один вид спорта, а как можно больше видов спорта, потому что когда они начнут усиленно учиться, спорт будет единственным способом отдыха, чтобы их голова не «взорвалась». Решать сложные задачи, постоянно учиться на «отлично», участвовать в олимпиадах довольно таки сложно, нужно чтобы дети имели возможность хоть иногда «выкидывать» всё из своей головы.

Галихан Байтиков:  Уметь применять знания, полученные из книг на практике.

Данияр Сапаров: Думаю нужно дополнительно изучать иностранные языки. Потому что чем больше языков мы знаем, тем больше знаний на других языках перед нами открыты.

Кайсарбек Омирзахов: Умение общаться с окружающими людьми, так как рано или поздно всем нам приходится самим выживать в обществе. У кого не будет этого навыка, тому будет очень сложно сделать карьеру.

Ернур Рысмагамбетов: Умение самообучаться, анализировать, сравнивать, оценивать происходящие в повседневной жизни вещи.

 

Ализа Шайх: Какие области знаний интересовали Вас помимо физики?

Данияр Сапаров: Меня всегда интересовали математика, химия и биология, в особенности генетика.

Галихан Байтиков: География. Я очень любил читать про разные интересные и уникальные места на земле.

Ернур Рысмагамбетов: История, языки, музыка, прикладная математика, финансы.

Кайсарбек Омирзахов: Шахматы и программирование.

Жаксылык Акын: Астрономия, география и биология.

Асия Кусаиынова: Помимо физики я люблю математику, очень увлекаюсь психологией, здоровьем, природой, литературой, люблю иногда сочинять стихи, очень люблю читать книги, такими видами спорта как плавание, танцы, теннис и езда верхом.

 

Ализа Шайх: Спасибо, что поделились своим опытом и знаниями! Уверена, что благодаря вашим советам родители смогут найти свой подход к развитию у детей интереса к физике!

 

Похожие статьи