Президенту Республики Казахстан
Господину К.К. Токаеву
Председатель Верховного Суда РК
Господину Асанову Ж.К.
Генеральному Прокурору РК
Господину Нурдаулетову Г. Д.
Председателю Агентства РК
по регулированию и развитию
финансового рынка
Госпоже Абылкасымова М.Е.
Министру внутренних дел РК
Господину Тургумбаеву Е.З.
Председатель Агентства РК
по финансовому мониторингу
Господину Элиманову Ж.К.
В первую очередь позвольте выразить признательность и солидарность за вашу работу в области защиты общества Казахстана от негативного воздействия финансовых пирамид на экономику и настроение казахстанцев.
Наша организация полностью солидарна в данном вопросе и готова оказывать все необходимое содействие и сотрудничество.
Нашу поддержку мы письменно закрепили в подписанном с вашей организацией меморандуме о сотрудничестве в исполнении поручения Президента Республики Казахстан К.К. Токаева по борьбе с финансовыми пирамидами.
Наша организация активно включилась в борьбу с финансовыми пирамидами поскольку финансовые пирамиды наносят большой репетиционный урон развитию кооперации в Казахстане.
Также практика показывает, что есть сотрудники государственных органов, которые не обладают необходимыми знаниями. Особенно это чувствительно, когда необходимыми знаниями не обладают сотрудники прокуратуры, судов, АФМ, МВД и АРиРФР, поскольку допущенная ошибка — это разрушенные судьбы людей.
Для повышения эффективности борьбы с финансовыми пирамидами считаем важным внести четкое разделение между финансовыми пирамидами, Потребительскими кооперативами и компаниями, которые для продвижения своих товаров и услуг используют многоуровневые системы вознаграждения для дистрибьютеров (МЛМ).
Потребительские кооперативы является признанным мировыми экспертами механизмом борьбы с бедностью.
В резолюции 64/136 от 18 декабря 2009 года Генеральная Ассамблея ООН отметила особую роль кооперативов в сокращении бедности, обеспечении занятости и социальной интеграции (прилагается).
2012 год — был провозглашен ООН Международным годом кооперативов.
На 2021 год кооперативным движением по данным International Cooperative Alliance было охвачено 1 000 000 000 человек.
Экономические модели самоорганизации населения для решения своих социальных проблем по данным International Co-operative Alliance по всему миру на сегодняшний день превосходят оценку 7 трл. Долларов США.
Исходя из опыта развитых стран в реформах, проводимых Президентом К.К. Токаевым потребительские кооперативы могут сыграть важную роль и на уровне решения потребительских задач снижения цен на рынке, создания рабочих мест и включения денег населения «в матрасах» в экономику страны.
Сетевые компании на сегодняшний день имеют в своих рядах сотни тысяч активных пользователей и участников.
В ПК которые занимаются коллективным закупом машин, недвижимости и др на сегодняшний день состоят десятки тысяч (!) человек.
Эта категория населения составляет основную массу протестно-настроенного населения, которое может вспыхнуть в любую секунду. Близость январской трагедии и следующих выборов Президента делает этот фактор особенно чувствительным.
Нас очень беспокоят данные риски.
В связи с выше сказанным Предлагаем сотрудничество по следующим направлениям:
1. Отработать четкое понимание что является финансовой пирамидой:
- по каким признакам и основаниям та или иная организация может быть отнесена к финансовой пирамиде?
- по каким основаниям та или иная организация может быть отнесена к организации, имеющей признаки финансовой пирамиды?
- каковы различия между деятельностью потребительского кооператива (привлекающего и использующего денежные средства (паевые взносы) граждан в соответствии с уставной деятельностью и Законом РК «О потребительском кооперативе» №197-II от 8 мая 2001 года.) и организацией, имеющей признаки финансовой пирамидой?
На сайте https://egov.kz/cms/ru/articles/fin_1 опубликовано определение и признаки финансовой пирамиды, но они даны в такой редакции что позволяет привлечь к ответственности практическую любое ТОО, ПК или АО и даже общественные организации, которые занимается продвижением своей продукции или услуг на рынке или любыми формами продаж/покупок или краудфандингом.
Такое состояние некорректности определений приводит к следующим печальным последствиям:
- это механизм «кошмарить» и «доить» практически любой бизнес, создавая коррупционные риски. Поддерживать такую неопределенность – это значит способствовать развитию коррупции.
- это прямое противоречие резолюции ООН 64/136 от 18 декабря 2009 года.
- самое главное - это существенно мешает в поиске и ликвидации настоящих финансовых пирамид.
Мы разработали чек-лист, который, по нашему мнению, станет удобным инструментом отделения финансовых пирамид от добропорядочных Потребительских кооперативов и МЛМ компаний.
Просим вас рассмотреть его для вашей работы.
Также в соответствии с законом о СРО мы включаем в свои члены экспертов в области кооперации и МЛМ-индустрии и готовы давать для вас экспертные заключения и взаимодействие с общественными организациями и СМИ по вопросам разделения финансовых пирамид и потребительских кооперативов, работающих по стандартам нашей саморегулируемой организации.
Также с нашей стороны предлагаем организацию обучающих семинаров для ваших сотрудников по Потребительской кооперации и их отличия от финансовых пирамид.
2. Гуманизация подходов: Для обеспечения социальной стабильности создание механизмов перехода от карательных мер к профилактическим по борьбе с финансовыми пирамидами.
В 2004, 2007, 2017 и 2020 годах, когда банки в следствие неэффективности и ошибок управления банками, а также внешними и макроэкономическими факторами не могли больше исполнить свои обязательства перед инвесторами, населением и бизнесом банки страны получили помощь со стороны государства в размере:
• В 2007 году $ 9 000 000 000,
• с 2017 – 2019 годов государственная помощь банкам составила: 4 800 000 000 000 тенге.
Некоторые руководители потребительских кооперативов просто скопировали модели развития своих организаций от схожих организаций других стран. Многоуровневые системы поощрения приводит к лавинообразному расширению, в результате в таких организациях собрались огромная масса людей.
Считаем правильным не возбуждать эту массу людей, не давать повода к массовым беспорядкам!
Просим дать возможность руководителям таких кооперативов пройти добровольную реабилитацию из понимания ценностей гуманности, справедливости (банкам государство в абсолютно схожей ситуации оказало поддержку) и сохранения политической стабильности, в шестимесячный срок либо вернуть собранные деньги пайщикам, либо трансформироваться в нормальный потребительский кооператив служащий во благо общества и государства.
Юридическая и социальная реабилитация кооперативов принесет пользу всем участникам.
И главное станет механизмом сохранения социальной стабильности и окончательному искоренению финансовых пирамид.
3. Создать механизм возврата денег пострадавшим от финансовых пирамид. Руководители организации, которые действительно оказались финансовой пирамидой, замаскированной под Потребительский кооператив, несут заслуженное наказание, но вместе с ними несут наказание и простые обманутые люди. Их вложения становятся потерянными для них.
Это становится сдерживающим фактором своевременного обращения обманутых людей на руководителей таких финансовых пирамид.
Предлагаем создать следующий механизм: те финансовые пирамиды, которые маскировались под потребительские кооперативы будут браться нашей ассоциацией под юридическое сопровождение.
Мы проведем следующие процедуры:
1. Организуем внеочередное собрание пайщиков и выберем председателя данного кооператива.
2. Председатель кооператива примет на баланс кооператива имущество, купленное за счет средств кооператива и найденного следственными органами ДЭР.
3. Проведем внеочередное собрание пайщиков и либо вернем оставшиеся средства пайщикам за счет продажи найденного имущества, либо направим оставшиеся средства в предпринимательскую деятельность в соответствии с законом Республики Казахстан «О потребительской кооперации».
Результатом такого протокола станет то, что люди престанут боятся писать заявление на руководителя кооператива как только у них возникнет подозрение, что это финансовая пирамида.
Это позволит раскрывать финансовые пирамиды до того, как они нанесут экономический ущерб большому количеству людей.
4. Общественный мониторинг следствия в отношении Потребительских кооперативов. В нашу ассоциацию поступают обращения о превышении должностными лицами своих полномочий и отказе в Презумпции невиновности в отношении руководителей потребительских кооперативов со стороны региональных сотрудников ДЭР, прокуратуре и судах. Последнее такое обращение было с города Шымкент.
Превышение как нам кажется не связано с коррупцией и вымогательством со стороны должностных лиц, а связано желанием бороться с финансовыми пирамидами и полным незнанием Закона РК «О потребительском кооперативе».
Президент Республики Казахстан К.К. Токаев требует от всех государственных органов полную прозрачность.
Насколько мне известно вы также заинтересованы в такой прозрачности в своей работе.
Обращаемся к вам с инициативой общественного мониторинга всех дел, связанных возбужденными в отношении руководителей Потребительских кооперативов.
Пилотно мы отработали такой мониторинг с ДЭР Алматинской области. По результатам этого мониторинга мы смогли получить четкое подтверждение того, что тот ПК был создан с нарушением законов РК.
Мы готовы проводить общественный мониторинг за счет ассоциации. Общественный мониторинг позволит повысить качество защиты прав жителей РК, объединенных в Потребительские кооперативы. Мы готовы результаты общественных мониторингов публиковать в социальных сетях и СМИ, а также в информационных письмах в ООН и другие международные организации развивающих потребительскую кооперацию для борьбы с бедностью, повышая тем самым осведомлённость населения в борьбе с финансовыми пирамидами и имидж правоохранительной системы РК в качестве открытой и прозрачной.
Наша организация выражает полную готовность и имеет интерес борьбы с финансовыми пирамидами поскольку финансовые пирамиды наносят большой репетиционный урон развитию кооперативов в Казахстане.
Мы должны развивать доказавшие свою эффективность механизмы повышения благосостояния населения и внедрять мировой опыт борьбы с бедностью через потребительские кооперативы.
Во благо стабильности нашего общества и благополучия семей в Казахстане.
С большим уважением,
Президент
ОЮЛ СРО «Национальной ассоциации кооперативов
и других форм экономических
сообществ Республики Казахстан»
Шайх К.А.
P.S. Друзья, не могли бы отметить в комментариях вышеотмеченные организации, их пресс-службы, должностных лиц.
Если вы сталкивались такими же проблемами, напишите, пожалуйста, в комментариях.