В это сложно поверить, но со следующего года жителей сел Казахстана начнут массово загонять в города.

17 06 21Можно, конечно, начать с такого кликбейта, чтобы привлечь внимание общества к затрагиваемой мною в этом посте темы, но не хочется. Хотя заголовок, конечно, гиперболизирован, тем не менее, тема этого поста ну, просто, очень важна для каждого казахстанца.

Давайте подойдем к этой теме без лишнего хайпа, но с осознанием всей важности. В недрах правительства Казахстана рождается очень важный документ «План территориального развития Республики Казахстан до 2025 года».

Надо отдать должное Министерству национальной экономики Республики Казахстан. Они открыты к обсуждению и предложениям. Они обсуждают этот документ публично в среде экспертов. Хотя мое мнение — это надо делать при участии всего народа. Просто потому что в Казахстане будут жить не только чиновники, депутаты, эксперты и лоббисты, это наша страна, наша территория и нам всем на ней жить.

Первый раз я столкнулся с презентацией проекта ПРТ 24 мая 2021 года на площадке TALAP.Talks состоялся круглый стол «КАК ДОБИТЬСЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ?»

И еще раз, но уже более детально на заседании Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан. После этого от имени нашей организации мы написали в МинЭк свои предложения и меня пригласили выступить в рабочей группе по этому документу. Поэтому у меня сложилась более или менее полная картина по этому документу.

Хочу попросить сотрудников Министерства национальной экономики Республики Казахстан правильно воспринять мой пост.

Вы однозначно молодцы!

Делать правки и вносить предложения по готовому документу гораздо легче, чем создавать документ с нуля.

Я ни в коем случае не критикую вашу работу, но считаю важным дать свое видение по некоторым его пунктам. Часть вопросов и предложений я озвучил во время зум-конференции. Теперь хочу поставить акценты и предложения не по ходу совещания, а уже передуманную мною сотни раз за эти дни концепцию.

Итак поехали...

Главными подходами в предлагаемой стратегии являются:

1.Развитие «точек роста» на базе конкурентных преимуществ регионов.

2.Управляемая урбанизация.

3.Развитие сельских территорий по принципу «люди к инфраструктуре».

4.Обеспечение территориальной связанности и мобильности населения.

1.Под развитием «точек роста» на базе конкурентных преимуществ регионов подразумевается: Повышение экономической и демографической плотности, формирование в регионах экспортноориентированных производств.

2.Управляемая урбанизация: - это подготовка инфраструктуры агломераций и функциональных городских районов темпами, опережающими поток миграции из сел, обеспечение высоких стандартов качества жизни, комплексное управление городским планированием, пересмотр статуса отдельных малых городов и крупных сел (видите на сколько был уместен мой кликбейт ;-))

3.Развитие сельских территорий по принципу «люди к инфраструктуре»: Улучшение инфраструктуры сёл с потенциалом развития (89% сельчан) в рамках проекта «Ауыл – Ел бесігі», доведение сел до требований Системы региональных стандартов (базовые стандарты качества жизни), обеспечение территориальной доступности государственных услуг и социальных благ.

4.Обеспечение территориальной связанности и мобильности населения: Формирование экономических коридоров, снятие инфраструктурных ограничений между «точками роста» и другими территориями.

У меня нет вопросов только к 4 пункту. Остальные пункты, я хотел бы рассмотреть более детально и дать свои предложения. Я не знаю, где находился человек, который разрабатывал эту концепцию ПРТ. Может я зря ерничаю, может его/их на этот период настолько загрузили работой без доступа к людям, интернету и другим источникам информации. Он/они может реально не в курсе, что произошло за последний год. Он/они не в курсе, что мир накрыла пандемия, все цепочки добавленной стоимости обрушились за месяц. Что на первый план вышла не валютная выручка страны, а способность обеспечить самостоятельность и устойчивость экономики страны в условиях пандемии и закрытия границ.

В новых реалиях, мы должны ориентировать экономику страны не на экспорт, а на максимальное самообеспечение. Но даже, если бы не было пандемии Казахстан – это страна с огромной территорией и относительно небольшим населением. Нам в принципе нельзя плотно концентрировать население. Население есть смысл концентрировать, если страна ожидает военного вторжения или уже находиться в состоянии войны.

Находясь между супердержавами, мы в любом случае не можем рассчитывать на свою обороноспособность. Нам нет смысла боятся вторжения, только, если мы будем сильно рассредоточены. В свое время именно эти факторы спасли Россию и Китай от захвата их территорий Европейскими завоевателями.

Поэтому нам надо начать осваивать всю территорию страны. Мы должны создавать политику развития территории не «точек роста», а развития «от окраин к центру» страны. Мы должны создавать максимально благоприятные условия заселения приграничных территорий казахстанцами. Причем по всему периметру страны. Тогда если захватчик придет с севера, южный сосед будет оказывать нам поддержку, чтобы измотать северного… и наоборот.

Целенаправленно создавать населенные пункты по границам страны, субсидировать бизнес, который будет создавать рабочие места в таких населенных пунктах. Тем более, что с севера, северо-востока и северо-запада, нам постоянно намекают, что готовы забрать у нас земли.

С юга нам пока никто не угрожал, пока нас только запугивают югом, как мне кажется с севера ???? убеждая, что нам надо оставаться во власти севера, чтобы избежать опасности с юга.

Пишу намеками, чтобы никого прямо не обвинять, но при этом точно обрисовать ситуацию.

2. Также в ПРТ особенно подчеркивается, что урбанизация – это основной тренд территориального развития Казахстана. В ПРТ ввели концепцию «Управляемой урбанизации».

По мне - этот тезис тоже застрял в прошлом. Пандемия во всем мире показала, что резко поднялись цены на земельные участки и дома в пригородах. Люди, запертые на карантин в домах, стали массово выезжать жить за город. Обучение, работа получило свое развитие в онлайн-формат. Это все вместе показывает новую реальность.

Жить в пригороде стало более привлекательным, чем жить в городах, конечно, при условии доступа к интернету и благам современного ЖКХ. Поэтому мы должны не создавать супергорода, а создавать сеть небольших городков с самым высоким доступом к телекоммуникационным системам и ВИЭ сектора ЖКХ.

Я сам построил свой дом, имея в первые годы доступ только к электричеству. Это не помешало мне создать дома уровень коммунального обеспечения не хуже квартиры в городе. Для этого я первые два года привозил воду закачивая ее в емкость под землю, и канализация у меня была в выгребную яму, которую я периодически откачивал. Газ был в баллонах. В начале это создавало проблемы, но совсем не мешало семейному счастью. Для работы вообще главным был доступ к интернету.

Технологические возможности современных строительных материалов, сантехнических и др. коммунальных средств обеспечения высокого уровня жизни дают возможность сделать жизнь в деревнях как минимум не хуже, чем в городах.

В сети небольших поселений в целом будет более здоровая обстановка, которая позволит вырастить более здоровое поколение казахстанцев с одной стороны, и с другой стороны рассредоточенность населения позволит снизить риски распространения пандемии – это дополнительные супербонусы.

Для снижения себестоимости развития такой стратегии ПРТ, предлагаю реализацию этой стратегии ПРТ реализовывать через механизм и формат экономических сообществ. Это позволит развивать ПРТ с минимальной нагрузкой на бюджет страны.

Экономические сообщества позволяют развивать страну с активным участием населения в местных органах самоуправления и самообеспечения. Мировой опыт показывает, что в подобных общинах практически полностью решается вопрос с трудоустройством населения, значительно улучшается криминогенная обстановка, инфляция показывает самые низкие показатели, на продукты питания устанавливаются самые низкие цены.

В странах, где сообщества работают на местном уровне самоуправления кстати самый высокий уровень рождаемости, которая обеспечивают необходимый уровень естественной миграции в крупные города без «обескровливания» сел. Это кстати тоже из опыта экономически наиболее успешных стран.

И нам не надо создавать условия для искусственной стимуляции миграции из сел в города, как это заложено в текущей редакции ПРТ под принципом «люди к инфраструктуре» и «управляемой урбанизации».

В условиях, когда Казахстан может быть мировым конкурентноспособным лидером в производстве продуктов питания - это будет очень оправданная и эффективная ПРТ.

Люди, трудоустроенные в сети небольших городков полезны стране, счастливы и здоровы. Они смогут работать в следующих ключевых секторах: агропромышленный, сектор креативной экономики, медицина и образование. В условиях ИПР 4.0 промышленные производства не будут страдать от недостатка кадров, поскольку все больше будут переходить на робототехнику. Так мы еще и создадим защищённость нашего населения от угроз и вызовов ИПР 4.0.

Понятно, что для каждого региона Казахстана надо будет создавать свою архитектуру экономических сообществ населения. Мы сможем это сделать, если углубимся в такой вектор развития.

Это мое предложение.

А, что к сказанному мной добавили бы вы? Поможем Президенту и Правительству разработать максимально правильную стратегию развития нашей страны.

Пишите в комментариях. Пусть мир узнает о Ваших идеях под Вашим авторством и гордиться.

 

Казыбек Шайх

17.06.2021