«Справедливость» как инструмент политических изменений Казахстана.


32345Сегодня была интересная дискуссия – есть ли в Казахстане справедливость?

Справедливость – это очень интересное понятие.

Это моральный и этический каркас, лежащий в основе политической или личной власти.

Если люди чувствуют справедливость – они всегда готовы подчинятся.

Это заложено в нас как базовая настройка операционной системы мозга каждого человека.

Власть сама по себе субъективное понятие и может быть построена либо на системе принятия решений (распределения) либо на основе справедливости.


Когда власть теряет способность принимать решения она поглощается теми, кто себе такую способность присваивает либо получает ее от народа.
Это наступает тогда, когда народ или отдельные институты государства отказываются исполнять решения тех, кто этой властью обладает.

И здесь не поможет ничего.

Силовое подавление такого сопротивления приведет к появлению терроризма или политического экстремизма и, кстати, не намного оттянет момента полной потери власти.

Но если власть теряет веру народа в справедливость – это как инфаркт - приводит к мгновенной остановки и отказу функционировать всей государственной системы сразу.

Тогда государство в буквальном смысле взрывается изнутри. И тут не поможет вообще ничего. Все революции свершались по причине и во имя справедливости. И, кстати, все, кто получил власть тоже получили ее ради исполнения справедливости.

История революций разных стран и империй показывала и доказывала, что это правило работает как закон всемирного тяготения – неотвратимо.
Так есть ли справедливость в Казахстане?

На всякий случай – все, что будет описано ниже никак не относятся напрямую к Казахстану, это собирательное описание из опыта и истории различных стран, все совпадения случайны и являются вымыслом читающего ;)))

Чтобы ответить на этот вопрос надо понять на какой политической модели базируется наше государство?


Всего модели две:

Вассальная и Общественный договор.

Вассальная модель – это когда захватчик (внешний или внутренний) силой захватывает власть.

Обычно вассальная модель требует от всех подчинения и пропагандирует ее через все, что может влиять на массовое сознание.

Вассальная модель характеризуется следующими признаками:

1. В стране количество мечетей, церквей и других религиозных центров различных религий по числу значительно превосходят количество научных учреждений или школ.

Очень сильно развиваются религиозные институты, которые говорят, что власть дана Богом и справедливость в том, что мы должны принимать власть такой, какая она дана Всевышним. Не спорить с этим, поскольку, мы лишь рабы Божьей воли.

2. Кастовый институт силовиков – силовики с сверх соцпакетом. Количество силовиков может быть иногда заменено армией, такие вассальные политические системы обычно непрерывно с кем-то воюют, чтобы как-то обосновать огромные бюджеты на охрану своей власти.

3. Наличие и продвижение понятия патриотизма и его злых демонов – предателей Родины. Если прямо назвать предателями они не решаются, то они двигаются через промежуточную модель – «иностранные агенты», которых при первой же возможности, как только общество зазевается - назначают предателями родины.

4. Отрицательная селекция в гос органах – чем хуже выглядит в глазах общества чиновник, тем это лучше при вассальной системе управления для власти.

Так есть возможность прижать любого чиновника и заставить его исполнять «грязные поручения». Чиновники становятся некомпетентными самодурами, которые прямо издеваются над народом. Их ответы на официальные обращения – это апофеоз тупости в оболочке официоза.
Идеальными для вассальных политических систем являются чиновники, которые не сдерживают своих обещаний и вообще идеально для таких систем, если чиновники еще и коррупционеры. Все вассальные системы живут либо под лозунгами войны с внешним врагом, либо под лозунгами борьбы с коррупцией, которую, кстати, сами и крышуют избавляясь под флагами борьбы с коррупции только от конкурентов или неугодных.

5. «Депутаты – никакашки» это либо «депутаты – хайпожоры», не способные довести ничего до логического завершения, если это не сопровождается «Вау!», либо «депутаты – невидимки» - они вечно все пытаются с кем-то согласовать (в основном с теми, кто их согласовал) или вообще ничего не делать – так даже лучше. В вассальных системах депутаты являются предметом анекдотов и насмешек, поскольку никаких реальных механизмов помочь населению у них нет. Даже официально они носят статус «консультативно –совещательного органа».

6. Цензура (явная и не явная) в СМИ и вечное стремление криминализировать публикации в социальных сетях, которое подается как борьба за чистоту интернета, как борьба с фейками, как борьба в защиту детей от пагубного влияния социальных сетей. Есть еще одна форма цензуры в социальных сетях – это фабрика троллей и ботофермы для накручивания голосов в петициях или интернет-дискуссиях. В васальных политических системах очень сильно борятся с инфлюенсерами, блогерами, коучами и независимой журналистикой – причина очень простая – они не хотят видеть конкурентов ни в поиске истины, ни в поиске того как правильно жить. В вассальных политических системах придумывают такие термины как хайпожоры, инфоцыгане, умники, либерасты и т.п.

7. Бедность – вассалы должны быть бедными. Богатый вассал – он хочет справедливого и равного к себе отношения. В вассальных системах народу не дают возможность разбогатеть, иметь свою квартиру – цены неоправданно дорогие, банковские проценты грабительские. Строительство домов за счет самоорганизации или, например, с помощью кооперативов государство напрямую запрещают законом. В вассальных системах активно идет дискуссия о поддержке предпринимателей, но по факту госорганы стремятся загрузить предпринимателей по самое не могу.

8. Быстрое и непрерывное изменение законов. По каким-то важным законам созывают референдум (как без него – это же суперважный закон) и могут тут же безо всякого референдума – решением депутатов в этот же закон вносят изменения.

9. Подчиненность судов исполнительным ветвям власти. 

10. Общественная активность в вассальных системах обычно носит характер профанаций. НПО борются за государственные гранты и без них не могут существовать. Политические партии – тут совсем грустно – никогда не понятно, какая партия является филиалом на аутсорсе у какой партии. Члены партии переходят из одной партии в другую по спискам. Для них нормально, что человек является членом одной партии и при этом идет на выборы по спискам другой партии или вообще, как одномандатник. Все партии страны по факту являются исполнительным органом Администрации Президента. Митинги запрещены или имеют супер сложную систему согласования, при которой поводом для отказа в митинге может быть например, пандемия, даже, если ее нет, просто чиновнику лень придумывать более сложный ответ.

11. Власть не проверяет что сделано из принятых государством планов и стратегий, а что нет.  Назначение на посты никак и ни перед кем не обосновывается. 

Другая форма политической системы государства – Общественный договор.

Общественный договор – это когда люди организовали государство, чтобы защититься от захватчиков, решить проблему с добычей пропитания, терроформирования и др.

Есть исторические случаи, когда общество переходило на модель общественного договора, поскольку элиты, понимали, что им не выстоять в конкурентной борьбе, если все общество не будет их сторонником. В таких обществах мы видим процесс безостановочной кооптации элит представителями из народа.

Суть общественного договора как в кооперативе: гражданин (как и член кооператива) обязуется платить необходимые членские взносы – налоги, соблюдать правила и законы Устава кооператива – конституции, участвовать в выборе руководителей кооператива и в принятии правил работы кооператива и утверждать те цели и задачи, которое государство – кооператив должен решать в определенный исторический период.

Государства, перешедшие на модель общественного договора – самые экономически и социально устойчивые системы. И представители власти, как и вся вертикаль госуправления там, кстати, защищены от рисков закончить свою карьеру в тюрьме. При общественном договоре главным источником принятия решения является народ и депутаты. Религиозные организации имеют статус равный с НПО и местными сообществами (коммунами и кооперативами). И финансируются не из бюджета, а из взносов их участников. Никакой цензуры СМИ. В развитых обществах исходят из того, что люди достаточно взрослые чтобы понять что им нужно, а что не нужно. Суды являются независимыми – это супер важно.
У каждого правительства есть четкий опубликованный план работы и люди непрерывно сверяются с ним. Назначения происходят исходя из принятых государственных программ. Бюджет определяется в соответствии с этим планом или планами регионов. Депутаты независимы и поэтому делают все, чтобы представлять интересы избирателей так, чтобы их избрали еще раз. Госорганам там и в голову не приходит формировать списки депутатов. Там депутаты формируют списки госслужащих. Госорганы там идут на соглашение с депутатами поскольку те могут поддержать или не поддержать их назначение. Депутаты при любой системе, кстати, имеют шанс стать супер богатыми. 

Просто при вассальной системе они зарабатывают за счет коррупции, а при системе общественного договора за счет конструирования архитектуры рынков и понимания где, что и как работает. При вассальной системе власть опирается на статус в цепочке распределения благ, принуждения и силы. Как только человек теряет статус он теряет все. Жизнь вассальных систем недолговечна и всегда все заканчивается революцией с люстрацией и казнью в различных формах тех, кто был у власти.


В системе общественного договора власть основным рычагом имеет справедливость и закон. Жизнь таких систем более долговечна, хотя эта система находится в непрерывном движении, скандалах, разоблачениях, расследованиях и контролем за каждым шагом политика, чиновника или бизнесмена. Зато единственной формой наказания провинившихся является исключение из игры или из цепочки принятия решений. У человека не отбирают то, что он заработал или накопил.

Какая форма у Казахстана?

Тут думайте сами. Могу сказать свое мнение, что нам свойственна модель общественного договора. В древности мы приняли модель степной демократии. Она часть нашего генетического кода. Народ в своем названии носящий слово «Вольный» (Qazaq) по-другому не может. В годы порабощения нашего народа Российской империей и советским тоталитарным режимом – мы вынужденно держались в вассальной системе. Нас убивали, ломали наше самосознание, навязывали нам религию или идеологию хомо-советикус, но мы выжили.

Стремление к свободе, справедливости и пассионарности в нас просыпается. Пусть медленно, но неотвратимо. Заметьте в обращении к Казахам никто не говорит Тұр Қазақ! Нам не надо «вставать с колен». Нам достаточно просто проснуться.

Казахам говорят лишь «Оян Қазақ»

Нам нужна просто Справедливость и научиться кооперации друг с другом.

Так мы станем богатой страной, с богатым и счастливым населением, живущим в справедливости и мире.

Казыбек Шайх
23.11.2023

 

Похожие статьи:   

 Эпоха тупых ответов от госорганов или почему люди гибнут в пожарах…
• Цена земли - это цена благодарности нашей матери!
• Все люди в Казахстане могут быть обеспечены жильем
• Индия дала надежду, что мы сможем поднять Казахстан!