Конец 2023 года. Уже начинаешь подводить итоги и строить планы на 2024 год.
Любой предприниматель в Казахстане при создании стратегических планов учитывает влияние стратегических институтов страны. НПП входит в топ 10 таких институтов Казахстана.
Изначально НПП создавался для того, чтобы канализировать политический потенциал предпринимателей в одном институте.
Чтобы предприниматели, упаси боже, вдруг сами не создали свой институт, который сможет на равных вести диалог с Правительством.
Этот страх легко считывается в законодательном ограничении НПП заниматься политической деятельностью или конвертироваться в политическую организацию.
Постепенно Предприниматели своей пассионарной энергией и интеллектом накачали социальный и политический актив НПП.
Если бы Т. Кулибаев в рядах своих советников имел тех, у кого хватило политического видения выдвинуть его в Президенты, то у меня нет сомнения, что он бы победил с большим отрывом.
Ну, даже если не победить, то точно создать политический противовес для последующего политического торга и гарантий безопасности.
НПП могли конвертироваться в политическую партию, чтобы обойти закон об НПП или создать на орг базе НПП совершенно другую организацию.
Есть десятки способов как обойти те искусственные ограничения, с помощью которых НПП отгораживали от политики.
Но видимо привычка не заглядывать за широкое плечо Н. Назарбаева не дала Т.Кулибаеву возможности увидеть, что после ухода на пенсию, Н. Назарбаев будет не очень заинтересован в НПП.
Есть предположение что Т. Кулибавев возможно рассчитывал на политические партии «Адал» и «Ак жол». Но он забыл, что партия «Ак жол» из партии предпринимателей мутировала в партию АП, а партия Адал вошла в Аманат. Оттуда помощи не будет. Кто бы не провел эти операции по отсечению Т.Кулибаева от переговорных площадок с командой К.К. Токаева – он добился большого успеха. Т. Кулибаев наивно не понимал последствий и соответственно не боролся. Не имея политического якоря безопасности Т. Кулибаева начало медленно сносить в сторону «возвращения активов в лоно государства», «возмещения ущерба» и других форм политической борьбы через антикоррупционные и другие расследования.
Возникновение политической партии «Республика» запустила процесс полного уничтожения политического наследия Т. Кулибаева.
НПП часть этого наследия. Может поэтому в кругу депутатов, АП и чиновников вопрос о целесообразности сохранения НПП ставится под вопрос с каждым днем все чаще и острее.
В данный момент в руководство НПП при полной поддержке Президента пришел Баталов Раймбек. Тут важно понимать, что запросы к НПП от Н. Назарбаева и К.К. Токаева принципиально разные. Назарбаев видел в НПП инструмент удержания своей власти в условиях бурно растущей экономики и расширения возможностей. К.К. Токаеву нужно спасать власть от голодных бунтов. И это на фоне постоянных рисков экономических санкций за то, что РФ использует Казахстан для обхода санкций, изношенности политического авторитета и экономики от накопившихся проблем в экономике, инфраструктуре и кровь «Кантара», которая не прощенная разъедает фундамент политической системы.
Президента и весь политический режим Казахстана от голодных бунтов и санкций спасет только предпринимательство. Это ну просто совсем очевидный факт. Только предпринимательство может сделать экономику со знаком плюс – они зарабатывают и создают возможности для роста благосостояния. Чиновники и бюджетники по природе своей делают экономику со знаком минус – они отнимают (налоги и соцотчисления), измают (штрафы), распределяют и в худших вариантах коррупции еще и паразитируют.
К тому же нельзя забывать, что и предпринимательство бывает двух видов:
Чистое предпринимательство и предпринимательство «под крышей», когда у чиновника есть друзья и даже собственный бизнес, который они не навязчиво поддерживают. Часто в ущерб чистым предпринимателям. Но делают они это в «сумрачной зоне» мутных НПА и еще более непонятных государственных программ и проектов.
Знаете, почему многие проекты в Казахстане провалились?
Мое мнение, что просто чиновники, которые должны были с них кормиться уже вытащили свои интересы или ушли в другие сферы, а без «крыши» проекты не живут. По задумке и декларируемой миссии - НПП единственный, кто может помочь политическому режиму К.К. Токаева избежать голодных бунтов и вообще спасти страну. НПП как опытный лоцман должны высвечивать проблемы «чистых предпринимателей» и наводить туда взоры капитана - Президента, чтобы он в своих посланиях и годовых планах развития страны проложил для них безопасный путь к процветанию. Важно понимать, что НПП не однородно. Есть конфликт интересов между крупным бизнесом, «предпринимательством под крышей» и МСБ. Крупный бизнес может хорошо постоять за себя. Бизнес «под крышей» защищают сами чиновники.
Обе эти категории не боятся ни повышения налогов, ни проверок, даже на налоги с дивидендов они никак не реагируют (хотя дивиденды по определению – это распределяемая между учредителями предприятия сумма уже после выплат всех налогов). Знаете, почему? Все просто: они имеют специалистов, которые оптимизируют их налоги, проверки к ним ходят только в случае смены власти.
А у МСБ в этом клубке интересы не защищены от слова вообще. У МСБ нет мощного юридического аппарата, нет хорошо подготовленных GR-специалистов и тем более GR-стратегий, которые могли бы сделать борьбу с коррупцией инструментом развития здорового предпринимательства и процветания страны, а не дубинкой политических разборок чиновников между собой. Для них НПП реальное спасение и единый GR-агент, способный обуздать давление госорганов и крупного бизнеса и … для предпринимателя это, самое главное, возможности для процветания чистого бизнеса.
Что должно произойти, чтобы НПП смог это реализовать? Президент публично выразил доверие Баталову Р. На высоком уровне есть и понимание, и поддержка. Но НПП буксует на исполнительном уровне правительства и квазигоссекторе.
Соответственно для полной реализации возможностей НПП необходимо следующее:
1. Необходимо усилить репрезентативную легитимность НПП от бизнеса. Усилить настолько, чтобы Президент захотел стать амбассадором НПП.
В данный момент Президент дистанцировался от всех партий, так что это более чем возможно.
Проекты АП – Курултай и НСОД представляют интересы только АП, так что и в этом пространстве все свободно.
2. Создать подразделения быстрого реагирования на действия чиновников. Чтобы все вопросы между чиновниками и предпринимателями решались в легитимном пространстве, без административного удушения со стороны чиновников и без мятежа и самосуда со стороны населения.
3. Экспертность органов НПП уже сейчас часто превосходит экспертность госорганов. Нужно создать механизм, чтобы госорганы не могли игнорировать эту экспертность. Отменить механизм согласования решений госорганов экспертами или членами Общественных советов по умолчанию в течение 10 дней. Госорганы должны быть поставлены в условия, чтобы они получали все согласования от экспертного сообщества.
В данный момент только госорганы обладают таким правом. Без обязательной подписи госоргана многие документы или лицензии не могут быть получены. Представляете, если бы предприниматели тоже получили такое право – 10 дней госорган не представил свои возражения - значит все согласовано. Знаю, что различные группы предпринимателей внутри экспертного сообщества будут биться за каждый пункт насмерть и есть риск обструкции, но так хоть госорганы будут стремиться найти консенсус. Это создаст проблемы госорганам, но все вопросы, где голосование будет проходить аномально будет притягивать к себе внимание и сигнализировать о наличии серьезных противоречий. Мы как общество будем тратить много времени на этапе принятия документа, но экономить его на уровне исполнения. И, самое главное, качество документов улучшится многократно. Состав экспертов должны формировать не госорганы как сейчас, а отраслевые СРО.
4. Региональные акиматы должны работать в режиме региональных программ, согласованных хотя бы на 3 года. В данный момент каждый Аким области может в любой момент поменять стратегию развития региона. Аким может по своему желанию открывать или закрывать проезды на улицах, меняя трафик и тем самым значительно влиять на развитие бизнеса. Это не дает возможность бизнесу адаптироваться. Для предпринимателей в регионах «Черные Лебеди» в Казахстане прилетают слишком часто и помногу, чтобы мы могли привлекать инвестиции или, чтобы казахстанские предприниматели могли сами инвестировать в развитие бизнеса. Должна быть четко прописана стратегия развития региона и механизм внесения в нее изменений с обязательным согласованием РПП до вынесения этого вопроса на областной маслихат.
5. НПП не должны быть площадкой, при которой один бизнес душит другой при помощи структур НПП. Исполнительные органы НПП не должны получать власть над СРО и бизнесом. Никак и никакую.
6. Развитие доступных и недорогих источников финансирования для предпринимателей.
Мои предложения как реализовать все, что я тут предлагаю:
1. Легитимность НПП через делегирование легитимности добровольных и обязательных Саморегулируемых организаций (СРО) в НПП.
НПП должно стать СРО СРО.
1) СРО лучше всего понимают проблематику и методы лучшего решения отраслевых проблем для своих членов.
Они максимально близки к своим членам
2) Нормативная платформа СРО гораздо шире чем платформа НПП (Закон об НПП, Устав НПП и договор НПП с правительством РК), а с учетом механизмов саморегулирования через утверждение своих правил и стандартов, самоуправления, аккредитации, аттестации и пилотных проектов и развитой сети международных СРО значительно расширяют возможности НПП.
3) Отраслевые СРО будут выносить на уровень НПП зрелые решения с максимальной проработкой для вынесения их на уровне Президента и Премьер-Министра. Наличие такого фильтра позволит с одной стороны разгрузить центральные органы НПП, с другой стороны позволят усилить их всем потенциалом легитимности от бизнес сообщества и отраслевых экспертов.
4) Этот механизм позволит НПП проникнуть во все госорганы с максимальным погружением в каждый вопрос. СРО возьмут на себя содержание специалиста и непрерывный мониторинг по каждому вопросу.
Изменение структуры Региональных советов РПП. Создание архитектуры, при которой существуют областные Региональные советы и районные региональные советы. Так фокус на региональном уровне будет более узконаправленным и соответственно оперативным. Да и количество предпринимателей, вовлеченных в деятельность НПП возрастет. Это, кстати, создаст новую возможность использовать практически неиспользуемую в данный момент общественно - политическую нишу «Сходы местного сообщества и собрания местного сообщества».
НПП обладая большим авторитетом должна добиться того, чтобы предприниматели, являясь активными жителями своего района могут войти в состав «Схода местного сообщества и собрания местного сообщества».
Это даст возможность Районным НПП обрести реальную возможность и способность влиять на принятие решений районным Акимом, поскольку у схода есть право:
- инициирование вопроса об освобождении от должности акима города районного значения, поселка, села, сельского округа;
- согласование проекта бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа и отчета об исполнении бюджета;
- согласование решений аппарата акима города районного значения, села, поселка, сельского округа по управлению коммунальной собственностью города районного значения, села, поселка, сельского округа (коммунальной собственностью местного самоуправления); - говоря проще получить землю для бизнеса и получить все необходимые согласительные документы местного уровня.
- образование комиссии местного сообщества из числа участников собрания местного сообщества в целях мониторинга исполнения бюджета города районного значения, села, поселка, сельского округа;
Влияя на Акимов районов можно повлиять на Акимов областей и так НПП в региональном разрезе сможет что-то внятное сделать.
Все эти вопросы не являются политической деятельностью, но сделают работу НПП понятной для каждого малого предпринимателя.
В качестве развития источника финансирования предпринимательства предлагаю развитие краудинвестинга через механизмы потребительской кооперации.
Это работает во всем мире. Не зря мировая система платежей SWIFT работает как международный потребительский кооператив. Если Казахстан хочет действительно поднять бизнес, он должен развивать Кредитные кооперативы или Кооперативные Банки. В ЕС работают более 2700 Кооперативных банков, и они дают финансирование именно для МСБ под самые малые проценты, а в некоторых случаях даже вообще без процентов в обмен на супернизкие цены на товары и услуги для своих членов. Некоторые Кооперативные банки по объемам финансирования догнали и даже перегнали БВУ (Rabobank). Это направление сделает НПП понятным и уважаемым центром получения МСБ доступного финансирования под разумные проценты.
Так вместе и будем процветать. Я понимаю, что пост получился длинный, но НПП слишком важный институт развития Казахстана.
Он в данных исторических реалиях вообще главный институт сохранения независимости и безопасности нашего государства.
Важно это осознать!!!
Буду рад комментариям.
Казыбек Шайх
18.12.2023
Похожие статьи:
• Эпоха тупых ответов от госорганов или почему люди гибнут в пожарах…
• Цена земли - это цена благодарности нашей матери!
• Все люди в Казахстане могут быть обеспечены жильем
• Индия дала надежду, что мы сможем поднять Казахстан!