Казыбек Шайх


Как выявить способности ребенка?

Как выявить способности ребенка?

Каждый родитель желает своему ребенку всего самого лучшего, лучшего образования, лучших возможностей, лучших условий.  А для того, чтобы сформировать эти лучшие возможности и условия нужно понять, что интересно ребенку. Ведь занятие интересным видом деятельности способствует быстрому и углубленному изучению предмета и делаешь это с удовольствием! А занятие «не понятным» видом деятельности, часто по желанию родителей, может способствовать снижению самооценки ребенка.

Итак, какие виды способностей можно выявить у дошкольников и детей младшего школьного возраста?

  • Логико-математические способности
  • Музыкальные способности
  • Артистические способности
  • Литературные способности
  • Художественные способности
  • Интерес к технике
  • Интерес к научной работе (естествознание)
  • Хорошая координация (спорт)
  • Лидерские задатки и коммуникативные способности

Теперь как выявить к чему есть природная предрасположенность у ребенка.

Логико-математические способности:  малыш проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; легко запоминает математические символы (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Музыкальные способности: легко запоминает мелодию, которую слышал всего лишь однажды, а затем довольно точно воспроизводит ее на знакомом музыкальном инструменте; очень тонко чувствует музыку и даже сам пытается сочинять, с удовольствием подпевает; имеет потребность учится играть на каком-то музыкальном инструменте, проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям.

Артистические способности:  передает чувства через мимику, жесты, движения, стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывае; с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его слушателями были взрослые; с легкостью передразнивает привычки, позы, выражения; любит и понимает значение красивой и характерной одежды; легко входит в роль другого персонажа, человека.

Литературные способности: может легко построить рассказ (начало, завязка, окончание), выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние и чувства героев сюжета; любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи; не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности: когда имеется свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее прикладное значение - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное; осознанно строит композицию картин или рисунков; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет.

Технические способности:  интересуется самыми разнообразными машинами и механизмами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру, сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов; любит и умеет рисовать чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой.

Интерес к научной работе: обладает явно выраженной способностью к восприятию абстрактных понятий, к обобщениям; умеет четко выразить словами чужую и свою собственную мысль или наблюдение; любит слушать и читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий; с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам.

Хорошая координация (спорт, танцы): он энергичен и все время хочет двигаться; быстро осваивает спортивные снаряды, смел до безрассудства и не боится синяков и шишек; не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко пластично, грациозно; прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы). 

Лидерские задатки и коммуникативные способности: умеет завлечь в игру других детей, грамотно объясняеть правила, не боится ответственности, конфликтов;  имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать различные варианты; самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решат взрослые; может сам организовать игру, чем-то занять себя; рано проявляет интерес к особенностям поведения и человеческих отношений; способен убедить сверстников, к примеру, отдать машинки, но не хитростью, а на основе выгоды для другого малыша; восприимчив к настроениям, чувствам и намерениям других людей и стремится войти с ними в контакт.

Это то, что я нашла в Интернете, когда хотела понять, к чему есть склонности у моих детей. Хотела определиться какие книги лучше с ними читать, на какие занятия водить, с какими профессиями начать знакомить.

А потом решила детальнее узнать, как выявляли способности детей родители олимпийцев, какие методики используют преподаватели и услышать воспоминания самих олимпийцев.

В ближайшее время будем публиковать интервью с олимпийцами, их родителями и наставниками отдельно по каждому виду деятельности.  

 

Ализа Шайх

 

Похожие статьи