Кому советы дают Советы?

shvedskie shahmatu

Общественные советы – это политическое новообразование Казахстана с большим общественно-политическим будущим или наоборот с быстрым концом.

По-моему, Общественные советы возникли потому что власть осознала, что Казахстан исчерпал потенциал созданной за 25 лет системы сдержек и противовесов. Точнее система сдержек и противовесов настолько сбалансировалась, что это привело к застою в развитии общества.

Появился политический заказ элит – сформировать нового игрока на политическом рынке, который уже не будет вписываться в сформировавшуюся систему отношений и волей или не волей приводить систему в новое состояние.

Меня часто спрашивают, в чем разница между Общественным советом и Маслихатом.

Маслихаты по своей идее – это представительная власть, т.е. представители власти народа на региональном уровне. Они избираются голосованием алматинцев. Они утверждают и контролируют местный бюджет, а также должны генерировать правила жизни в городе.

Общественные советы (в этом посте я буду писать про Общественный совет Алматы) – это экспертный (консультативно-совещательный) орган, который призван не ограничиваться общественным контролем местных бюджетных программ органов Акимата, его общественный контроль в соответствии с законом может быть распространен на все организации, физически расположенные на территории города.

Выбираются члены Общественного совета специально сформированной для этой цели экспертной рабочей группой из числа желающих добровольно участвовать в этой группе жителей города.

Чтобы быть избранным членом Общественного совета города есть обязательное условие – кандидат должен проживать в городе.

Местные органы власти, бюджетные организации – все они могут заслушиваться общественным советом для вынесения общественной оценки их деятельности во благо жителей города и рекомендаций по тому, что им необходимо сделать, чтобы алматинцы почувствовали себя защищённее:

  • от произвола (чиновников, нерадивых председателей КСК и мн. др.)
  • от некомпетентности (чиновников, нерадивых председателей КСК и мн. др.)
  • от избирательной глухоты (чиновников, нерадивых председателей КСК и мн. др.)
  • и др. в этом ряду.

 

Как теоретически должен работать Общественный совет (без опоры на опыт маслихатов):

Шаг 1. Найти проблему через:

  • обращения жителей;
  • отчет Акима города перед Общественным советом;
  • отчеты районных Акимов перед Общественным советом;
  • отчеты начальников управлений города Алматы;
  • запросы со стороны членов Общественного совета в любые организации, расположенные на территории города Алматы, в том числе и депутатов маслихата города в соответствии с законом «Об общественных советах».

Шаг 2. Привлечь специалистов, которые могут решить эту проблему. Это связано с тем, что ни один человек не может знать ответов на все вопросы (даже если он член Общественного совета :-) ), но всегда можно найти человека, который знает ответ.

Шаг 3. Создав рабочую группу с участием специалистов или проведя общественные слушания разработать рекомендации по решению проблемы.

Шаг 4. Совместно с государственными органами проконтролировать исполнение рекомендаций.

Шаг 5. Отчитаться перед алматинцами о проделанной работе и ее результатах через СМИ.

Чиновники еще пока не определились, как относится к членам Общественного совета, но периодически в СМИ или в соцсетях появляются вбросы, что общественный совет — это орган, дублирующий Маслихат или что Общественные советы - марионетки чиновников.

Это, я думаю, важный показатель того, что Общественные советы уже начинают выполнять возложенные на них заказ от политических элит с самого верха.

По этому поводу я хочу сказать следующее:

Ругать Общественные советы еще рано, а игнорировать уже поздно!

Общественные советы не только по городу Алматы, но, и я думаю, по всей республике находятся в поиске форм и форматов работы, а поскольку я лично знаю членов Общественного совета, то смею заверить, что они их найдут.

Недавно (24 мая 2016 г) мы провели Общественные слушания по деятельности КСК города.

слушания

Я был их организатором, хотя правильнее сказать координатором.  Слушания прошли не так, как ожидалось. Более того, по моему мнению, и по мнению моих коллег - теперь мы точно знаем, как нельзя проводить Общественные слушания!

Получилось, что мы дали возможность ответственным чиновникам отделаться общим докладом или просто отсидеться молча в позе «стороннего наблюдателя», резолюцию не просто не приняли, ее даже не зачитали! Это все вместе, как показал дальнейший ход развития событий, вредно для дела.

2 июня прошло совещание с участием Акима города по проблематики КСК.

Удивило, что до Акима не донесли, когда готовили его выступление, что Общественным советом с участием сотрудников Акимата были проведены общественные слушания по деятельности КСК. Какие проблемы там были подняты и какие решения предложены.

Чиновники из прошедших общественных слушаний, как я предполагаю, вынесли только один вывод, что на совещание с участием Акима ни в коем случае нельзя приглашать алматинцев - жильцов квартир! Их там и не было. Ибо упаси боже потревожить слух Акима недовольством жителей города, недовольных работой КСК.

Хотя на общественных слушаниях собственники квартир, не довольные работой КСК участвовали наравне с представителями ассоциации КСК. Справедливо было бы ожидать, что их мнение будет услышано хотя бы на равных с мнением председателей КСК.

Зато филиал «НурОтан» г.Алматы на совещании с участием Акима смог пообещать Председателям КСК, что будет рассматривать жалобы на них только тех жильцов, которые вовремя оплатили квартплату.

Хотя, как сказал на совещании Аким, могут быть жильцы, которые отказываются платить КСК потому что не довольны качеством их работы.

Я уважаю Акима, вижу, что он реально старается заслужить искреннее уважение алматинцев, уважаю «НурОтан», они хороший коллектив с благими намерениями, который тоже что-то полезное старается сделать для общества, но 2 июня у меня сложилось впечатление, что это, образно говоря, «старые танцы» под «новые песни» Акима.

В то время как Общественные слушания проводятся для реализации инициативы главы государства по повышению прозрачности принятия решений государственными органами. 

Раз элиты с самых верхов поддержали создание Общественных советов, то исполнительная власть как минимум должна поддерживать этот курс.

Общественные советы созданы для того, чтобы стимулировать поиск решений самых критических проблем общества для высвобождения нового потенциала развития Казахстана и выхода его на новые рубежи роста.

Я буду и дальше заниматься проблемой плохо работающих КСК. Алматинцы - жители культурной столицы Казахстана должны жить в максимально лучших условиях, а ключом к решению этой задачи являются Председатели КСК.

В данный момент я занимаюсь сбором информации для Шага 1.

Если у Вас есть идеи по тому, как улучшить работу КСК или Вы знаете проблемное КСК, пишите нам.

Следующий пост я напишу о проблематике работы КСК Алматы.

Жду ваших комментариев, а еще лучше пожеланий или предложений.

 

Казыбек Шайх

03.06.2016 г

картинка с сайта chesspok.narod.ru

Похожие статьи: