Может! Если с самого детства узнает, как готовится его любимое мороженое, как делаются невидимые чернила, узнает, почему при опускании кусочка лимона в стакан горячего чая, он светлеет, научится добывать соль из морской воды, выращивать кристаллы, ставить научные эксперименты и... внесет весомый вклад в науку, культуру и развитие общества.
Практически все лауреаты Нобелевских премий обладали одной схожей чертой характера - они любили экспериментировать! Более того родители позволяли им это делать. Они не боялись ставить опыты, а их родители объясняли им базовые закономерности явлений. Они научились видеть больше, чем видит их глаз, видеть происходящие химические реакции и объяснять их.
Согласитесь, ведь все дети любят смешивать соки друг с другом и не сочетаемые, по нашему мнению, продукты и вообще все, что можно смешать, и наблюдать, что же произойдет? Далее пробуют это «не понятное что», морщатся или радуются, и с довольным видом дают родителям оценить их творчество.
Если вы видите, что вашему ребенку интересно ставить опыты, смешивать разные жидкости, наблюдать за происходящей реакцией и делает это он регулярно, смело отдавайте его в руки опытного преподавателя химии.
Ведь Нобелевскую премию - одну из наиболее престижных международных премий присуждают за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества в области:
Кстати, Альфред Нобель был химиком! Ему принадлежат 350 патентов, в т.ч. на холодильный аппарат, газовую горелку, динамит, барометр и другие изобретения.
О том, как выявить и развить интерес ребенка к химии в разные периоды детства и подросткового возраста читайте в интервью с многократными победителями международных и республиканских олимпиад по химии.
Сначала самое интересное об олимпийцах, далее интервью.
Адилет Наширбаев, 26 лет, обладатель бронзовой медали международной Менделеевской олимпиады, Кишинев, Молдавия, 2004 г. Двукратный призер республиканской олимпиады для школьников по химии - 2002, 2004 гг.
Выпускник Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова, факультет химии, 2009 г.
Работает инженером по применению химических веществ в компании Baker Hughes.
Фуркат Мухтаров, 22 года, обладатель серебряной и двух бронзовых медалей международной Менделеевской олимпиады, Ашхабад, Туркмения, 2009 г.; международной олимпиады по химии (IChO 41), Кембридж, Великобритания, 2009 г.; международной олимпиады Туймаада, Якутск, Россия, 2009 г. Абсолютный победитель заочного тура и обладатель диплома III степени в олимпиаде по Нанотехнологиям, МГУ им. Ломоносова, г. Москва, Россиия, 2009 г. Трехкратный призер республиканской олимпиады для школьников по химии – 2007, 2008, 2009 гг.
Учится в Московском Государственном университете им. Ломоносова, на химическом факультете.
Выполняет дипломную работу в Институте молекулярной биологии им. Энгельгардта, лаборатория молекулярных основ действия физиологически активных соединений.
Диас Казбекулы, 21 год, обладатель серебряной и двух бронзовых медалей I Президентской олимпиады, Астана, 2009 г.; международной Менделеевской олимпиады, Ашхабад, Туркменистан, 2009 г. и международной юниорской научной олимпиады (IJSO), Тайпей, Тайвань, 2007 г. Четырехкратный призер республиканской олимпиады для школьников по химии – 2006, 2007, 2008, 2009 гг.
Учится в Университете Техаса в Остине (University of Texas at Austin) на факультете химической инженерии.
Санжар Каратаев, 21 год, обладатель двух серебряных медалей международной химической олимпиады, Город, Венгрия, 2008 г. и международной Менделеевской олимпиады, Город, Страна, 2008 г. Трехкратный призер республиканской олимпиады для школьников по химии – 2006, 2007, 2008 гг.
Выпускник Наньянского Технологического Университета, факультет химической и биомолекулярной инженерии, Сингапур, 2012 г.
Работает преподавателем химии и математики старших классов в Сингапуре.
С осени 2013 г. планирует начать обучаться по программе магистратуры в Национальном университете Сингапура по специальности «Химическая инженерия».
Айгерим Шамшидин, 21 год, обладатель золотой, серебряной и двух бронзовых медалей международной олимпиады «Туймаада», Саха, Якутия, 2008 г.; международной олимпиады по химии, Кембридж, Англия, 2009 г.; международной Менделеевской олимпиады, Ашхабад, Туркменистан, 2009 г.; Президентской олимпиады, Астана, 2009 г. Трехкратный призер республиканской олимпиады для школьников по химии – 2007, 2008, 2009 гг.
Учится в Техническом университета Клаусталя на факультете химический инженерии, Клаусталь-Целлерфельд, Германия.
Жалгас Серимбетов, 20 лет, обладаетль бронзовой медали международной олимпиады по химии, Токио, Япония, 2010 г.
Учится в Наньянском Технологическом Университете в Школе физико-математических наук, Сингапур.
Ализа Шайх: Химия - очень сложная наука, поделитесь, как Вы поняли, что вам интересна химия? Кто оказал влияние на формирование вашего интереса к химии?
Шамшидин Айгерим: Интерес к химии появился в восьмом классе, когда мы в школе только начали изучать этот предмет. У нас была новая учительница по химии и она очень занимательно и легко объясняла этот достаточно сложный предмет. Многие в классе, включая меня, заинтересовались тогда этой наукой. Хотя до этого я и представить себе не могла, что когда-нибудь полюблю эту дисциплину.
После моих успехов по химии в классе и на контрольных, учителя предложили мне более серъезно заняться ею и поучаствовать на олимпиадах. Я согласилась. Для начала я приняла участие на олимпиаде, которая организовывалась международным общественным фондом «КАТЕВ» для школьников казахско-турецких лицеев 7 и 8-ых классов. Там я ничего не заняла, но зато получила возможность поучаствовать на летних подготовительных сборах для олимпийцев, организовываемые также КАТЕВом в Алматы. Эти сборы стали для меня своего рода ориентиром в подготовке к соревнованиям по химии. Каждый день нам преподавали одни из самых лучших учителей химии по Казахстану. Тогда же я впервые познакомилась со своими потенциальными соперниками и дух соревнования дало мне еще больше мотивации заниматься.
В следующем году я уже могла участвовать на областной, а потом и республиканской олимпиадах и заняла на обоих второе место. Между олимпиадами у нас опять же проходили подготовительные сборы, устраиваемые КАТЕВом и республиканским научно-практическим центром «Дарын», где нам предоставляли возможность подготовиться к теоретическому, а также к практическому туру. Я очень благодарна им всем за то, что так активно помогали нам готовиться к олимпиадам. Их труд бесценен.
В 2008 году в 10 классе я уже занимала первые позиции и меня пригласили поучаствовать на международную олимпиаду «Туймаада».
В 11 классе я смогла поучаствовать в общем счете в пяти олимпиадах, самыми важными из которых были Менделеевская и Международная олимпиады, в которых я получила серебрянную и бронзовую медали соответственно.
Фуркат Мухтаров: Когда я учился в 8 классе, мой учитель химии в гимназии №1 - Чебак Валентина Алексеевна со временем выделила меня среди других учеников, поскольку я быстро схватывал материал и хорошо соображал. Она стала заниматься дополнительно со мной и еще с 2 ребятами усиленно. Не сказать, что я сидел день и ночь за книгами, но занимался я старательно и прилежно. В 8 классе я выступил на районной олимпиаде и занял 2 место. Затем в 9 классе я перешел в лицей №134, где я также занимался в школе с ребятами во время и после занятий. Материал усваивался хорошо, и мой учитель - Нестеренко Ирина Петровна решила дать нам более широкое образование. Так мы стали посещать лекции на химическом факультете КазНУ им.Аль-Фараби и получили там хорошие знания, которые далеко выходили за рамки школьной программы, познакомились с замечательными преподавателями. Таким образом, в химии я оказался как бы случайно.
Интересный факт: когда я был в восьмом классе на меня как на олимпийца также рассчитывал и преподаватель физики. Как-то раз я с 2-мя ребятами занимались с учителем химией, когда вдруг вошла преподаватель физики и сказала: "Фуркат и Дима будут выступать на олимпиаде по физике!". Преподаватели решили сделать так: пусть учитель физики выберет одного из нас и заберет к себе. Она выбрала Диму. Возможно, это я последнюю контрольную работу написал на 4, а Дима на 5. Вот такой вот поворот был в моей жизни - не зависящий от меня и такой судьбоносный.
Санжар Каратаев: Поначалу хотел заниматься математикой. Потом учитель по химии пригласил готовиться по химии. Уроки в школе давались без особых трудностей, поэтому оставалось свободное время. Так как периодически были соревнования и сборы по стране постоянно был интерес соперничать с другими олимпийцами. К 10-11 классу было сильное желание победить на международных олимпиадах. Думаю поэтому и занимался усердно. Также в плане поступления в хороший университет успехи в олимпиаде оказались полезными.
Диас Казбекулы: Честно говоря, все получилось спонтанно, и как такового интереса к химии не было. Просто, после поступления в Казахско-Турецкий Лицей присуждали гранты по итогам первого года учебы, и нужно было как-то отличиться, чтобы получить этот грант и, лишний раз, родительские средства не тратить. Как раз в это время, учитель химии позвал к себе в группу и учитывая, что он был одним из лучших в стране по подготовке олимпийских кадров, я, конечно же, согласился. В последующие годы, мною двигал только соревновательный интерес.Серимбетов Жалгас: Интерес появился в процессе подготовки к олимпиадам. В основном повлияли учителя и старшеклассники, у которых были достижения с международных олимпиад.
Адилет Наширбаев: Поначалу интереса особого не было, на контрольных по химии без особых усилий получал высокие баллы. После чего преподаватель химии каким-то образом пробудил интерес. Потом со временем я втянулся в походы в библиотеки, чтению старых книжек по химии.
Ализа Шайх: Расскажите, что именно нравилось в изучении химии?
Шамшидин Айгерим: Химия очень интересный предмет. предмет. Изучая ее, ты начинаешь по-другому смотреть на вещи, начинаешь понимать те или иные процессы в природе. Вместе с теорией приходится также решать много задач, это развивает логику и способность логически мыслить.
Фуркат Мухтаров: Решение сложных задач, удовлетворение постоянного любопытства, которое разжигалось загадками окружающей нас природы, спортивный интерес (рвение быть впереди всех).
Серимбетов Жалгас: Нравились многие предметы. Но чтобы достичь успеха на олимпиадах, нужно выбрать один предмет и много готовиться.
Санжар Каратаев: В начале, было просто интересно узнавать что-то помимо школьной программы, быть лучшим в чем-то. Потом пришло осознание, что специалисты в области химии очень нужны в стране, особенно в инженерии (производственная промышленность). После я уже знал, кем хочу стать.
Ализа Шайх: Как рекомендуете заниматься химией (методики, игры, книги, учебники и т.д.)
· в 2-5 лет
· в 6-8 лет
· 9-12 лет
· 13-15 лет
· 15-18 лет
Фуркат Мухтаров: Вообще изначально все зависит от родителей, от того воспитания, которое они дают детям.
В 2-5 лет: Как мне кажется, достаточно удовлетворять любопытство детей, когда они задают вопросы относительно окружающей нас среды (я пока даже не говорю о химии, я говорю обо всем, о любых их вопросах). Отвечать и объяснять ответ им нужно полно и охотно, чтобы заинтересовать их больше. Научились читать? Надо "подсовывать" им на глаза разные детские книжки, чтобы у них становилось правильное представление о нашем мире. Например, книги о динозаврах, прочитанные в раннем детстве (наверное лет в 6-10 уже) в будущем разовьют их интерес к вопросам естественных наук.
В 6-8 лет: Побольше заставлять читать. Да, наверное, именно заставлять, поскольку они мало еще чего понимают и зачастую хотят убежать на улицу и за компьютер. Но это нормально - я и сам таким был, что уж говорить. Но родители должны правильно направлять детей. И да, очень важно, чтобы в начальном классе был хороший преподаватель.
В 9-12 лет: Трудно сказать, это все еще начальная школа. Я был в самой обычной школе. Мой преподаватель был очень хороший - просто хороший педагог. Можно начинать заниматься серьезной химией (олимпиадами) уже в 7 классе, на уровне 8-го. Основные знания, нужные для химии - в принципе уже есть. Но нужно давать в начале знания ненавязчиво, иначе ребенку может и надоесть - тогда его уже не заставишь заниматься.
В 15-18 лет: Много приходится брать уже самому (я говорю об олимпиадной химии), поскольку учителя в школе знают далеко не все, но они и не должны. Их самая главная задача - дать азы, базу, поддержать, направить, помочь советом. В этом отношении мои учителя были лучшими, и они сыграли большую роль в моем становлении как химика-олимпийца.
Не маловажна, естественно, поддержка родителей.
Серимбетов Жалгас: Энциклопедии по химии можно читать с раннего возраста, думаю с 3-4 класса начинать можно. Но эти знания особо не помогают на олимпиадах, но могут развить интерес у ребенка. Готовиться к олимпиадам нужно с 7-ого класса. Думаю, это оптимальное время так как олимпиады по химии начинаются с 8-ого класса.
Начинать надо с простых задачников. И постепенно переходить на сложные уровни. Есть книга "2400 задач по химии" ее нужно пройти в восьмом классе. Задачи с прошлых олимпиад нужно решать перед олимпиадами, так как темы и уровень задач бывают похожи. Дальше есть книги-задачники написанные профессорами МГУ-химфака, думаю, решив такие задачи, ученик будет готов к международным олимпиадам.
Санжар Каратаев: Думаю, самый важный навык это правильное использование времени (time management). Нужно учить ребенка ценить время и не проводить его зря. Особенно в старших классах можно и учиться и спортом заниматься и много чем еще. Нужно составить дневной и недельный план. Также можно ставить цели на год или два вперед и достигать их короткими, но постоянными шагами вперед.
В 2-5 лет: развивать мышление и стараться отдалять детей от бессмысленных занятий. Не надо давай им круглые сутки сидеть за iPadом и т.д.
В 6-8 лет: задача родителей проследить, чтобы у детей появился интерес к учебе, к чтению, к математике и развитию логического мышления.
В 9-12 лет: немного заниматься спортом в свободное время, плавание очень полезно к примеру.
В 13-15 лет: найти хорошего преподавателя и изучать задачи олимпиады, стараться попасть на сборы, олимпиады, проекты, ну и конечно не запускать остальные уроки.
В 15-18 лет: продолжать готовиться к олимпиаде, но к 10-11 классу лучше уделять часть времени на подготовку к поступлению. Подтянуть английский, писать пробные экзамены TOEFL, IELTS, SAT и др.
Диас Казбекулы: Думаю, детям стоит заняться химией не раньше, чем в 11-13 лет, иначе им она очень быстро надоест, а затем уже самостоятельно по учебникам. Хороших книг очень много и всех их не перечислить, но есть своего рода “Джентельменский набор” т.е. книги, которые необходимо изучить для успешного выступления на республиканском уровне. Для подготовки к международным олимпиадам, пожалуй, лучше использовать зарубежные книги.
Шамшидин Айгерим: Для начала, думаю, лучше будет обратиться к тому, кто составляет задачи для олимпиад, и получить примерную картину грядущих соревнований. Он может подсказать, по какой литературе лучше заниматься, на какие темы ставить акцент. Вероятно, что он может также дать контакты подходящих репетиторов, бывших олимпийцев, например.
В 2-5 лет: Когда дети еще маленькие, можно привить им интерес к разного рода знаниям, наукам, объясняя им как устроен мир, как науки помогают нам понимать природу, Вселенную и, что они делают нашу жизнь лучше.
Можно купить разные энциклопедии и читать им самим, подкрепляя теорию иллюстрациями из книг или специальными играми. Сейчас в магазинах часто можно найти специальные игрушки, которые можно разбирать и строить самые разные молекулы. Они помогают развить у ребенка пространственное мышление.
В 6-8 лет: В этом возрасте, когда дети только учатся читать и писать, надо, чтоб они хорошо освоили такие базовые предметы как математика, литература. Ведь им потом придется очень много читать, писать и решать задачи.
Также можно в этом возрасте давать журналы из разных областей науки, предназначенные широкому кругу читателей.
В 9-12 лет: Можно уже давать специальную литературу по химии, дающие знания основ дисциплины. Начинать решать задачи, переходя постепенно от простых к более сложным.
В 13-15 лет: Решить все задачи прошлых олимпиад.
В 15-18 лет: Не останавливаться на достигнутом, продолжать изучать предмет.
Ализа Шайх: Какие школы, кружки, секции, по вашему мнению, наилучшие в этой области в Казахстане?
Диас Казбекулы: Главное попасть в руки хорошего преподавателя, который сможет должным образом мотивировать и обеспечить ресурсами, а заниматься нужно все же самостоятельно. Помимо этого, полезны занятия с призерами предыдущих олимпиад и преподавателями аналитической химии.
Санжар Каратаев: Школа, я бы сказал КТЛ и РСФМШИ, дают лучшее школьное образование на данный момент в Казахстане. Конечно, желательно попробовать отправить детей туда. Но многое зависит от самих учеников и родителей. При желании можно найти преподавателей/профессоров, готовых помочь в подготовке к олимпиаде. В плане кружков, в более раннем возрасте, когда есть много свободного времени, кружки по моделированию могут оказаться очень интересными и развивать мышление.
Фуркат Мухтаров: Для этого есть специализированные школы с уклоном в нужную область. Я знаю немало хороших школ, которые дают хорошую химическу базу: это и моя школа, 134 лицей, и 165 лицей, и РФМШИ им.Жаутыкова (Алматы), это и все Казахско-Турецкие лицеи (почти в каждом крупном городе они есть). И это только те, с которыми я сталкивался непосредственно. Я уверен, есть и много других хороших сильных школ с замечательными преподавателями.
Серимбетов Жалгас: По результатам олимпиад можно отметить казахско-турецкие лицеи и Республиканская физико-математическая школа-интернат им. Жаутыкова.
Адилет Наширбаев: Когда мы в школе учились, не было определенной школы, которая готовила химиков. В разброс из разных уголков Казахстана появлялись люди. Но потом где-то года через два Таразский КТЛ, ежегодно поставлял хотя бы одного золотого призера международной олимпиады по химии.
Шамшидин Айгерим: Обучение в казахско-турецком лицее, которые есть почти во всех городах республики, дает большие возможности успешно подготовиться к олимпиадам. Также, нужно отметить Республиканскую физико-математическую школу-интернат им. Жаутыкова в г.Алматы.
Ализа Шайх: Как вас мотивировали родители, учителя?
Диас Казбекулы: Родители верили и радовались, а радость родителей, пожалуй, главная мотивация в любых начинаниях.
Санжар Каратаев: Учитель по химии очень старался, искренне хотел чтобы ученики занимались. Отдавал часы своего времени каждую неделю, чтобы собирать олимпийцев по химии (нас было несколько в школе) в классе, объяснял темы. Искренность наверно и мотивировала нас. В старших классах мы уже знали больше по олимпиадной химии, и тогда он больше поддерживал морально, настраивал на учебу короткими наставлениями за кружкой сока или чая с печеньем. Также сильно помогали старшеклассники олимпийцы. Когда каждый день занимаешься с человеком, кто уже имеет медаль на мировой, есть постоянный наглядный пример и источник мотивации. Ну и, конечно, радость и переживания родителей сыграли важную роль.
Серимбетов Жалгас: В основном мотивацией служило прошлые достижения старшеклассников. Родители и учителя мотивировали тем, что рассказывали разные истории где уроком является то что надо учиться.
Адилет Наширбаев: Родители никогда не вмешивались в учебу, а учителя приводили в пример старших успешных учеников, на которых можно было равняться.
Шамшидин Айгерим: Родители и учителя всячески поддерживали меня, мотивировали к успеху, дали поверить в себя.
Ализа Шайх: Оглядываясь в прошлое, что вы изменили бы в способах, методах изучения химии?
Диас Казбекулы: Наверное занимался бы более систематично. Начиная цикл подготовки за год вперед, расписав конкретный план действий.
Санжар Каратаев: Побольше уделять времени в понятие сути предмета, то как наука относится к миру вокруг нас, а не только запоминать формулы и решать кучу задач. Сейчас при помощи интернета можно много чего интересного узнать про мир вокруг нас. Наглядные анимации, фильмы могут рассказать гораздо больше чем книга. Конечно, это относится к общим темам, детали лучше познавать с книги.
Серимбетов Жалгас: Наверное, занимался бы более систематично. Начал цикл подготовки за год вперед и расписал бы конкретный план действий. Другими словами, для освоения каждой темы уделил бы 2-3 месяца и распределил бы усилия так, чтобы, также как и в спорте, пик формы приходился на время олимпиады.
Фуркат Мухтаров: Просто больше работал бы.
Адилет Наширбаев: Больше читал старых книжек по теории.
Шамшидин Айгерим: Я бы больше акцентов ставила на решении задач. Больше готовилась к практическому туру.
Ализа Шайх: Ваши рекомендации родителям.
Диас Казбекулы: В раннем возрасте, стараться расширить кругозор и аналитическое мышление ребенка, обеспечивая энциклопедиями, логическими задачами, и что также немаловажно научить играть в шахматы. не стараться навязывать ему профессию, поскольку в любом случае, у ребенка будут склонности к тем или занятиям, которые могут не совпадать с желаниями родителей. Помню, как раньше отец хотел, чтобы я стал спортсменом, но потом, мы с ним сошлись на том, что все-таки у меня другое призвание. Сейчас не сомневаюсь, что все в семье остались довольны этим решением.
Фуркат Мухтаров: Отдавать детей на любые кружки и увидеть тот момент, когда ребенок находит свое. Должен быть всегда баланс между интеллектуальным и спортивным развитием ребенка. Спорт - здоровье и сила, знания - залог успеха. Одно без другого живет плохо.
Санжар Каратаев: Сильно не баловать детей. Проявлять интерес к учебе детей, интересоваться, спрашивать, объяснять, что учится важно не только ради себя самого но и ради страны. Объяснять, что стране нужны образованные специалисты. Ставить большие цели и объяснить "большую картину" на будущее - чего их ребенок может добиться в будущем, давать наглядные примеры.
Серимбетов Жалгас: Рекомендую родителям постараться отдать детей в школы с достижениями на международных олимпиадах. В таких школах методы к подготовкам уже есть. Родителям остается поддержать ребенка морально и материально.
Ализа Шайх: Какие навыки, по вашему мнению, необходимо развивать дополнительно?
Диас Казбекулы: Убежден, что ребенок должен быть развит всесторонне. Быть развитым как интеллектуально, так и физически. Поэтому необходимо совмещение спорта и учебы. Но самое главное, на мой взгляд, иметь широкий кругозор и быть способным поддержать любую беседу.
Санжар Каратаев: Спорт. Чтение литературы развивает мышление. К сожалению сам полюбил литературу только в университете.
Серимбетов Жалгас: Учить английский и читать литературу. Не забывать остальные уроки, особенно математику, физику и биологию. И не забывать, в будущем использовать все приобретенные знания во благо своего народа.
Адилет Наширбаев: Изучение математики.
Фуркат Мухтаров: Логика, математика, физика.
Шамшидин Айгерим: Базовые способности - читать, писать, мыслить логично.
Ализа Шайх: Какие области знаний интересовали вас помимо химии?
Диас Казбекулы: По большому счету, все, о чем было написано в энциклопедиях, но больше всего, спорт, география, история, и политика
Санжар Каратаев: Если честно отдавал все время химии, но остальные уроки всегда знал на «отлично». Всему свое время, нужно хорошо планировать свои 24 часа.
Серимбетов Жалгас: Сейчас я дополнительно изучаю биологию.
Шамшидин Айгерим: Меня интересуют почти все технические предметы.
Адилет Наширбаев: Меня еще интересовала история Казахстана, если бы я не занимался химией, то, скорее всего, был бы наверное историком.
Фуркат Мухтаров: Я увлекался каратэ с 1 по 9 классы, пока не ушел головой в олимпиаду, а зря! Мне этого не хватало, и это я осознаю уже только сейчас. И вообще, я много чем увлекался, но понемногу. Меня особенно интересовали книги из раздела "хочу всё знать". Я был очень любознательным!
Ализа Шайх: Спасибо, что поделились своим опытом и знаниями! Уверена, что каждый из вас внесет значительный вклад в развитие как нашей страны, так всего мира!
Похожие статьи: