Казахстанские школьники 2-11 классов могут принять участие в более чем 20 олимпиадах по математике республиканского и международного значения. Победители и призеры данных олимпиад имеют возможность получить грант на обучение в лучших университетах Казахстана и мира.
- В каких математических олимпиадах могут принять участие казахстанские школьники?
- Каковы условия участия в международных и республиканских олимпиадах?
- С какого возраста ученики могут начинать участвовать в олимпиадах?
- Кто может подготовить школьника к олимпиаде?
- Кто может помочь принять участие в международных олимпиадах?
Ответы на эти вопросы читайте в интервью с тренерами сборных Казахстана по математике, многократными победителями международных и республиканских олимпиад, и с людьми, известными в стране в области образования.
Гаджиев Фуад Асланович – Советник в Nazarbayev University Research and Innovation System. Известен как селекционер по привлечению талантливой молодежи в вузы страны. Его хорошо знают практически все олимпийцы Казахстана в области математики и информатики за последние 12-13 лет. Кандидат физико-математических наук, имеет 35 летний опыт работы в университетском и школьном образовании в разных странах. В Казахстане – с 1999 года. 8 лет работы в УСД, 4,5 года в КБТУ на должностях декана и проректора.
Искакова Алия Ербалаевна - Директор Научно-образовательного центра «Innovation», магистр делового администрирования. Имеет 20-летний опыт работы в качестве преподавателя высшей математики КазПТИ им. В. И. Ленина; опыт общественной работы в Малой Академии наук РК, опыт работы в качестве руководителя Филиала РНПЦ «Дарын» МОН РК.
Кунгожин Алмас Мухамбетович – Руководитель сборной Казахстана на Международной математической олимпиаде 2002, 2003, 2006 и 2010 гг., на Балканской математической олимпиаде 2004, 2006, 2007, 2009 и 2010 гг.
Член местного оргкомитета Азиатско-тихоокеанской математической олимпиады, Математической олимпиады «Шелковый путь» и Олимпиады имени Эйлера. Член республиканского жюри по математике 1996-2003 гг.
Обладатель бронзовой медали 1 Математической олимпиады стран ЭКО, Тегеран, Иран, 1994г., финалист Всероссийской математической олимпиады Тверь, 1994 г., почетной грамоты Международной математической олимпиады 1995 г., призер Республиканских олимпиад 1992-1995 гг.
Имеет опыт ведения занятий математических кружков с 1995 года. Старший преподаватель КазНУ им. Аль-Фараби.
Бауржан Бектемиров, 26 лет - обладатель золотой и двух серебряных медалей международных математических олимпиад в городах Вашингтон, США, 2001 г., Глазго, Шотландия, 2002 г., Токио, Япония, 2003 г.; серебряной и золотой медалей международных соревнований математических проектов в городе Алматы - 1999 и 2000 гг. трёхкратный победитель республиканской олимпиады школьников по математике. Руководитель сборной Казахстана на Юниорской Балканской олимпиаде по математике 2005 года.
В настоящее время учится по программе магистратуры в школе государственной политики Чикагского университета по стипендии Всемирного банка. Выпускник Гарвардского университета по специальности «Математика», 2009 год.
Занимал должность начальника управления экономико-математического моделирования и руководителя центра мировой экономики и интеграционных исследований в Институте экономических исследований при Министерстве экономического развития и торговли РК в 2011-2012 гг, работал в Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына» 2009-2011 гг.
Асан Жолдасов, 24 года, обладатель золотой, двух серебряных, двух бронзовых медалей Жаутыковской международной олимпиады – 2005, 2006 гг.; Балканской математической олимпиады, Никосия, Кипр, 2006 г. и Яссы, Румыния, 2005 г; Международной олимпиады среди Физико-математических школ, Ереван, Армения, 2005 г; грамоты Международной математической олимпиады, Мерида, Мексика, 2005 г. Участник 16 – ой Международной Конференции Турнира городов, Мир, Беларусь, 2004 г.; Международной летней научной конференции им. Weizzman, Израиль, Иерусалим, 2006 г.; Международной конференции “Close up”, США, Нью-Йорк, Вашингтон, 2006 г. Победитель Microsoft ImagineCup 2009, Каир, Египет, 2009 г. Участник полуфинала чемпионата мира по программированию ACM ICPC, регион Средняя Азия, 2007 г. Победитель четверь финала чемпионата мира по программированию ACM ICPC, регион Средняя Азия, 2007 г.
Выпускник Казахстанско-Британского технического университета, Магистратура, 2011 г. Выпускник Казахстанско-Британского технического университета, Факультет Информационных технологий, 2010 г. Выпускник Республиканской специализированной физико-математической школы, 2006 г.
Директор Центра «Пифагор», лектор кафедры Компьютерной инженерии Казахстанско-Британского технического университета.
Опыт проведения олимпиад:
Темирлан Измаилов, 17 лет, обладатель золотой медали Западно-Китайской олимпиады, Юйшань, Китай, 2011 г.; похвальной грамоты международной математической олимпиады (IMO), Мар-дель-Плата, Аргентина, 2012 г.; серебряный призер республиканской олимпиады по математике 2011 и 2012 годов. Студент 1 курса в КБТУ факультета Международной Школы Экономики.
Тренер Центра «Пифагор», ответственный за комбинаторику (раздел математики).
В республиканских и международных олимпиадах по математике в основном побеждают ученики Республиканской физико-математической школы-интернат им.Жаутыкова с мощной 40-летней базой, последние 17 лет пальму первенства держат учащиеся Казахско-Турецких лицеев, ученики специализированных школ системы «Дарын» и в последнее время воспитанники «Назарбаев Интеллектуальные Школы». А все потому, что в этих школах уже налажена система подготовки учеников и их участия в олимпиадах как республиканских, так и международных.
К сожалению, не все школы активно участвуют в олимпиадах, тем более готовят учеников к ним. А ведь в каждой школе есть сильные ученики. К счастью, родители и школьники могут сами контролировать процесс подготовки к олимпиадам и участия в них. Не стоит забывать, что победители и призеры республиканских олимпиад в соответствии с Законом «Об образовании» РК имеют преимущественное право при соответствии выбранной им специальности предмету олимпиады на получение образовательных грантов для обучения в вузах республики. А у победителей и призеров международных олимпиад есть шанс получить стипендию на обучение в лучших ВУЗах мира.
Для участия в олимпиадах, проводимых РНПЦ «Дарын» - официальный орган, проводящий олимпиады в Казахстане - необходимо принять участие в школьной олимпиаде, которая проводится в первой четверти учебного года в каждой школе, победитель школьной олимпиады участвует в районном туре, далее в областном туре, и победители областных туров в республиканском туре, который проходит в апреле каждого года, победители республиканских туров имеют возможность участвовать в международных олимпиадах. Если ваша школа не участвует в олимпиаде, ученикам и родителям нужно обратиться к директору школы с просьбой подать заявку на участие в олимпиаде.
Для подготовки к международным олимпиадам нужно обращаться к тем, кто уже имеет опыт участия и победы в данных олимпиадах. Для тех, кто не учится в специализированных школах с математическим уклоном, есть возможность пройти «олимпийскую подготовку» в Центре «Пифагор», который создали сами олимпийцы-математики.
Ализа Шайх: Радует, что сами олимпийцы начали создавать такие центры, как "Пифагор". Ведь именно у Вас есть накопленный опыт участия и победы в международных олимпиадах. Поделитесь, почему из всех возможных путей развития, Вы решили заняться тренерством?
Асан Жолдасов: На самом деле есть несколько причин:
1-ая причина: если честно, то в самом начале, будучи студентом 1 курса и не имея стипендию как остальные грантники КБТУ (может некоторые не знают, но гранты, выданные КБТУ, дают право на бесплатное обучение, но без степендии), конечно хотел поработать и обеспечить себя и, главное, свою семью.
2-я причина (это уже после создания центра Пифагор): было острое желание развить олимпиадную математику в школах всего города Алматы и дать возможность стать лучшим любому талантливому школьнику из любой школы города, а не из отдельных школ, как это было раньше.
Темирлан Измаилов: Честно говоря, когда смотришь на детей, создается ощущение, что ты смотришь как-будто на себя в зеркале прошлого. И тебе так и хочется поделиться с ними своим опытом, сделать их лучше и не дать им допустить ошибок, которых ты сам допустил. Ну и, конечно, чувство, что ты сделал что-то полезное, делает тебя самого счастливым.
Ализа Шайх: Расскажите о Центре «Пифагор»?
Асан Жолдасов: КБТУ как лидер высшего образования всегда проводил и проводит различные мероприятия для стимулирования одаренных детей и всегда поддерживает их в различных начинаниях. Одним из таких начинаний стал пилотный проект Казахстанско-Британского технического университета как «Центр дополнительного образования «Пифагор», который был образован и нацелен на улучшение образования не только в городе Алматы, но и по всей стране! Идейным зарождателем был Кунгожин Алмас Мухамбетович - один из основателей всего олимпиадного движения страны и также наш Гаджиев Фуад Асланович, который в те времена был не только деканом лидирующего факультета информационных технологий КБТУ, но и духовным наставникам нашего центра.
Центр занимается олимпиадной подготовкой по математике, физике, информатике и химии, а также по школьной математике оказывает помощь в подготовке к поступлению в физмат школы и гимназии города.
В центре уже учится около 300 детей по четырем предметам: математика, физика, программирование, химия. В этом году был значительный набор в начинающую лигу (ученики 5-7 классов) – около 100 учащихся.
В центре работают лучшие тренера, не только нашего города, но и нашей страны. Это: Ернур Толеп – абсолютный победитель Международной олимпиады по химии «Туймаада - 2010», победитель 45-й Международной олимпиады им. Менделева, 2011 г.; Сатыбалдиев Ерназ – золотой, серебряный и бронзовый призер Республиканской олимпиады по программированию 2007-2009 гг.; Измайлов Темирлан, Душаев Сакен и Ермаханов Нурберген.
Темирлан Измаилов: «Pifagor» - это центр подготовки учеников к олимпиадам, ЕНТ и по школьным программам. Начинался он с подготовки учеников к олимпиадам по математике, но к нынешнему моменту является своего рода «школой», в которой учатся как ученики младших, так и старших классов. «Pifagor», несмотря на свой относительно маленький период существования, сумел получить достойный статус.
Ализа Шайх: С какого возраста дети могут начать заниматься у вас?
Асан Жолдасов: Дети занимаются с 5 по 11 класс, есть исключительные, одаренные 4-классники, которые тоже занимаются, но в небольшом количестве.
Темирлан Измаилов: Дети могут начать посещать «Pifagor» буквально с первых классов, именно это, по моему мнению, делает «Pifagor» уникальной школой, так как здесь дети начинают тренироваться и готовиться к олимпиадам с юного возраста.
Ализа Шайх: Какие условия для обучения в вашем центре? Нужно ли детям проходить экзамены, тесты?
Асан Жолдасов: Да, для того, чтобы попасть к нам в школу, необходимо пройти письменное тестирование или устное собеседование. Особенно тщательный отбор проходят в старшие лиги. Иногда мы идем на встречу ребятам, у которых нет ярко выраженного таланта, но есть желание учиться, и есть цель, которую они готовы достичь упорным трудом.
Ализа Шайх: Как часто, сколько раз в неделю и по сколько часов проводятся занятия?
Асан Жолдасов: В зависимости от среднего возраста детей в группе. Начинающие лиги занимаются два раза в неделю по 2 часа. Занятия проходят в игровой форме. Мы стараемся приложить как можно больше усилий, чтобы постоянно подпитывать интерес ребенка к сложным фундаментальным наукам. Ребята постарше занимаются три раза в неделю по 2-3 часа. У них лекционные занятия чередуются постоянными пробными олимпиадами. В старших группах уже не до игр, тут все по-серьезному. Даже внутри наших групп есть конкуренция, не говоря уже о городе или Республике.
Темирлан Измаилов: Я провожу занятия 1 раз в неделю. Я лишь даю малую часть математики, но дети также занимаются у других тренеров, которые дают другой материал. В итоге их расписание содержит в среднем по 2 часа 3 раза в неделю уроков математики.
Ализа Шайх: Сколько стоит обучение?
Асан Жолдасов: Обучение стоит по-разному, в зависимости от секции, группы и частоты занятии. Цены приемлемые и начинаются от 15 тысяч тенге в месяц.
Ализа Шайх: В каких городах Казахстана есть филиалы?
Асан Жолдасов: У нас есть филиал в городе Астана, и он сейчас начинает развиваться.
Ализа Шайх: В каких олимпиадах могут участвовать школьники с вашей помощью?
Асан Жолдасов: В олимпиадах, которые мы проводим сами или участвуем в их организации. Их уже не мало. В целом мы отправляем на разные олимпиады и международные лагеря.
Ализа Шайх: Каковы условия для участия в международных олимпиадах?
Асан Жолдасов: Есть различное множество международных олимпиад, и правила участия в них также разнообразны. Если говорить о главной международной олимпиаде - IMO, то отбор на нее проводит Республиканский научно практический центр «Дарын».
Темирлан Измаилов: При победе на Республиканских Олимпиадах призеров приглашают на сборы, на которых и решается, кто поедет на международные олимпиады высокого уровня. Если же вы хотите участвовать на международных олимпиадах, не имеющих очень высокий статус, то достаточно лишь заявки на участие.
Бауржан Бектемиров: Школьники проходят несколько этапов отбора в национальную сборную (обычно из 4—6 человек в зависимости от предмета). Школьные олимпиады проводятся в четыре этапа: школьная, районная (городская в областных центрах), областная (городская в городах Алматы и Астана) и республиканская. Каждый школьник соревнуется со сверстниками. Как правило, призёры и победители одного этапа проходят в следующий этап, на четвертом этапе есть ограничение в количестве участников. Победители и призёры республиканской олимпиады призываются на сборы и тренировочные лагеря. На сборах по итогам нескольких экзаменов отбирается команда для участия на международной олимпиаде, а также команды для других региональных и международных соревнований. Команда из шести человек участвует на международной олимпиаде, где все участники соревнуются между собой как в личном, так и в командном зачете, разделения по классам или возрасту на международных олимпиадах школьников нет.
Так как тренировочные сборы и самостоятельная подготовка к олимпиаде занимают много времени, некоторые школы идут навстречу своим «олимпийцам», разрешая свободное посещение прочих предметов. У традиционно сильных школ есть специальные учителя-тренеры, проводящие факультативные занятия с учениками и/или предоставляющие необходимые материалы. Можно сказать, что ученики таких школ имеют достаточно большое преимущество перед другими, поэтому среди победителей олимпиад редко встречаются ученики сельских школ. Многие победители олимпиад представляют физико-математические школы, гимназии с углубленным изучением, казахско-турецкие лицеи и пр.
А.Ш.: В дополнение к ответам тренеров читатели могут посмотреть список всех республиканских и международных олимпиад по математике в конце статьи.
Ализа Шайх: Какие личные качества, по вашему мнению, помогают участникам олимпиад быть успешными?
Асан Жолдасов: Помимо врожденного таланта, большую роль зачастую играют усердие, эмоциональная устойчивость, трудолюбие, вера в себя и стремление к победе.
Темирлан Измаилов: По моему мнению, самое главное качество - это стабильность. Под этим словом я подразумеваю устойчивость к волнению и умение держать себя в руках. Не зря математические соревнования имеют статус Олимпиады.
Бауржан Бектемиров: Подготовка к олимпиадам мало чем отличается по характеру от спортивных тренировок. Для победы необходимы сила воли, усидчивость, умение долго работать самостоятельно, а также любознательность и тяга к знаниям — именно эти два качества стимулируют подготовку к олимпиадам. Можно, конечно, добавить и амбициозность. С победами на ранних этапах приходит и уверенность в себе, которая очень сильно помогает в дальнейшем развитии и непосредственно на экзаменах.
Ализа Шайх: Какие привычки, по Вашему мнению, родителям следует формировать у детей?
Асан Жолдасов: У детей нужно развивать мышление с малых лет и не запускать математическое образования с младших классов. Как показывает практика, развитию мышления очень сильно способствует занятия шахматами, а также игры интеллектуального характера.
Темирлан Измаилов: Умение взять себя в руки понадобится везде: и в Олимпиадах, и в разных соревнованиях. Следовательно, это умение надо развивать.
Бауржан Бектемиров: Одним из залогов успеха, как писал уже выше, является вера в собственные силы; родители должны поддерживать детей и придавать им эту веру. Это также требует полное доверие и отказ от принуждения со стороны родителей. Ребенок сам должен понимать, для чего он занимается и тренируется. На этом этапе важны, как раз-таки, любознательность и тяга к знаниям самого ребенка. Родители с детства должны приучать и поощрять поиск знаний, прививать любовь к чтению, предоставлять обучающие материалы и книги. Например, мои родные тёти были педагогами, и с детства у меня был доступ к замечательной библиотеке, включающей, в частности, много книг с логическими задачами, занимательными математическими фактами и задачами. Постоянное чтение таких книг привило любовь к математике (и не только) еще с детства. Есть замечательные советские сборники и пособия для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В таком возрасте дети сами тянутся к изучению нового, поэтому необходимо подпитывать интерес.
Ализа Шайх: Если говорить о том, что успех олимпийца складывается из работы:
1) самого олимпийца;
2) работы тренера/наставника;
3) работы родителя/опекуна;
то, какие рекомендации вы хотели бы дать родителям? Чем они могут содействовать вам и своему ребенку для успешного выступления на олимпиадах?
Асан Жолдасов: Наверное, в первую очередь это прислушаться к желаниям и интересам ребенка. Часто приходиться наблюдать такую картину: ребенок учится на «отлично» по всем предметам и во время школьных олимпиад каждый учитель старается «перетянуть одеяло» на свою сторону. А родители вместо того, чтобы помочь ребенку с выбором, нагружают его еще кучей дополнительных секций и кружков. Конечно, со временем ребенок устает и теряет интерес. Самое важное, чтобы ребенок горел идеей, стремился к понятной ему и заветной цели.
Но бывает и с точностью до наоборот. От ребенка ожидают слишком много, и когда спустя какое-то время родителям хочется значимых результатов, они могут невольно давить на ребенка. Это вызывает в нем дополнительный стресс, и, соответственно, неуверенность в себе при выступлении на олимпиадах.
Темирлан Измаилов: Иногда олимпийцам просто некому высказаться (знаю по собственному примеру) кроме родителей и друзей. Суметь дать должный совет и снять с человека волнение - вот что является важным.
Бауржан Бектемиров: В случае, если родители не выступают в роли тренера, от них требуется полное доверие. В средних и старших классах ученики основную долю знаний получают в школе на уроках или факультативных занятиях. У всех моих знакомых «олимпийцев» родители предоставляли полнейшую свободу и вообще не вмешивались в процесс подготовки. Необходима лишь моральная поддержка. Сегодня многие материалы легко найти в сети (и сами школьники с этим справятся не хуже, а то и лучше), поэтому не могу ничего посоветовать. На мой взгляд, главная роль родителей — заложить необходимые интересы и навыки в возрасте 2—9 лет.
Ализа Шайх: Сколько времени как минимум необходимо для подготовки к международным олимпиадам?
Асан Жолдасов: Таких определенных сроков нет, ведь есть очень быстро развивающиеся дети и дети, которых можно и десятилетиями учить. Но если говорить о программе подготовки, то это примерно 3-4 года для выхода на серьезную международную олимпиаду.
Темирлан Измаилов: Подготовке к международным олимпиадам нужно уделить большое количество времени, большинству школьников нужно около года, чтобы хорошо на них выступить. Зависит от человека. Если он или она устали, и появилось чувство, что занятия идут непродуктивно, стоит дать себе отдых. Мозг не может все время быть в идеальной форме, и ему нужна небольшая передышка.
Ализа Шайх: Ваши рекомендации/советы участникам олимпиад.
Асан Жолдасов: Вам нужно много трудиться, и только трудом можно чего-либо добиться в нашей непростой жизни.
Темирлан Измаилов: Главное - не бояться, иметь хороший настрой и выйти на олимпиаду в пике своей формы.
Ализа Шайх: Фуад Бей, Вас назвали духовным наставником центра «Пифагор», у Вас много учеников-олимпийцев, какие советы Вы хотели бы дать участникам олимпиад?
Фуад Гаджиев: Добрый день, Ализа ханум. Спасибо за приглашение принять участие в Вашей беседе. Духовным отцом меня назвал один из основателей школы Пифагор Асан Жолдасов. Скорее это дань уважения и благодарность за заботу, участие, постоянную поддержку школы, когда я работал в КБТУ. В действительности, я рад другому, тому, что Асан умеет быть благодарным. Это очень важное качество менеджера, основа его успеха. А успех Пифагора – налицо. Если быть откровенным, мое отцовство сводилось по большей части к предоставлению административных ресурсов, чтобы школа могла легко и адекватно фукционировать.
Ализа Шайх: Какие личные качества, по Вашему мнению, помогают участникам олимпиад быть успешными?
Фуад Гаджиев: У всех по-разному. Поверьте, настоящие олимпийцы – это “штучный товар”, который можно легко пересчитать. И все они очень разные как по характеру, так и настрою на соревнования. Но всем присуще: 1) спортивная злость, и постоянное ощущение на подобии того, что если я не сделаю эту задачу сейчас, то я не вырвусь из плена (бесконечной ямы), либо что-то еще вроде этого; 2) острое желание «не подвести» тренера и родителей; 3) умение получать настоящий кайф от решенных задач. Поверьте, последнее свойство является великим мотиватором.
Ализа Шайх: Какие привычки, по Вашему мнению, родителям следует формировать у детей?
Фуад Гаджиев: В детстве, когда я закончил третий класс, отец, любивший школьную математику (сам он занимал немалые посты в государстве и т.д.), с удовольствием занимался со мною во время летних каникул математикой следующего класса. Это была его инициатива, и делалось это просто без напряга. К этому присоединился еще и мой дядя, страстный любитель математики, строитель по професии и спортсмен по характеру. В итоге мы поспорили с ним и за два летних месяца я освоил, благодаря отцу и неверию дяди (потом я понял, что это было сделано сознательно) курс математики за 4-й и 5- класс. А дальше пошло поехало само по себе. К чему я это вспомнил. Прямых рецептов сделать из ребенка олимпийца нет и, наверное, не бывает вообще. Скорее всего и не нужно. Если можно зажечь собственным примером и показать ребенку, что его успехи не просто явно бодрят и поднимают настроение родителям, а что именно он, родитель, готов вызвать ребенка на соревнование – это хороший старт. Дальше пойдет многое своим ходом. Родителям останется только слегка поддерживать. Но упаси боже напирать. Это может вызвать нежелаемый психологический эффект. На моем опыте есть немало таких «неудачных» примеров родительского вмешательства.
Ализа Шайх: Если говорить о том, что успех олимпийца складывается из работы:
1) самого олимпийца;
2) работы тренера/наставника;
3) работы родителя/опекуна;
то, какие рекомендации Вы хотели бы дать родителям? Чем они могут содействовать тренеру и своему ребенку для успешного выступления на олимпиадах?
Фуад Гаджиев: Доверяйте тренеру и своему ребенку. Подбадривайте при любом исходе выступлений на олимпиадах. Пытайтесь максимально создавать нестрессовые условия для его подготовки. Проявляйте не назойливое, но достаточно очевидное и позитивное внимание к его работе. Тренер и ребенок дальше сделают все сами. В действительности все, что я сказал, может быть очень субъетивным и не претендует на правило.
Ализа Шайх: Алмас Мухамбетович, Вас назвали идейным зарождателем центра «Пифагор», Вы вырастили целое поколение олимпийцев-математиков, расскажите как все начиналось?
Алмас Кунгожин: Мнение Асана о моем вкладе в олимпиадное движение сильно преувеличено. История олимпиад в Казахстане несколько старше моего возраста, поэтому даже я не знаю всех людей, внесших вклад в развитие олимпиадного движения.
Как было сказано ранее, до 1993 года состав национальной сборной в основном состоял из учеников РФМШ. Занятия по подготовке к олимпиадам в то время в РФМШ вел Макишев Кайрош Бексеитович.
В 1998 году начал работу Республиканский научно-практический центра Дарын. Первым директором РНПЦ Дарын была Умит Бахитжановна Жексенбаева, которая много сделала для его создания и развития. С созданием Дарына в Казахстане началась систематическая подготовка, отбор и тренинг национальной сборной, а вместе с этим и большие результаты.
Огромную работу по проведению олимпиад проделал Ержан Рахметтоллаевич Байсалов - хранитель традиций олимпиадного движения. Сейчас его работу продолжает Дамир Аскарович Елиусизов.
С приходом в 2004 году в руководство РНПЦ Дарын Тилдаш Рыскулбековны Битуовой в регулярный календарь казахстанских олимпийцев вошли АТМО, МОШП (дистанционные олимпиады), Балканская МО и Юниорская БМО, Туймаада, Западно-китайская олимпиада (на эти 4 олимпиады РНПЦ Дарын отправляет сборные страны). На этих олимпиадах школьники набираются международного опыта, которого нам так в свое время не хватало перед главным событием - IMO. Кстати, в 2010 году проведена 51-я IMO в Казахстане также благодаря амбициям Тилдаш Рыскулбековны и Кайрош Бексеитовича.
С приходом последнего руководства Дарына в лице Шолпан Акашевны Кирабаевой вновь появилось представительство регионов на заключительном этапе Республиканской олимпиады. Ранее на заключительный этап Республиканской олимпиады отбирались только лучшие 15 работ с параллели по итогам областных олимпиад. Получалось так, что некоторые области годами не участвовали на заключительном этапе, и большое олимпиадное движение там просто не могло развиться. Теперь по каждому классу из каждой области гарантировано попадает по 2 человека на Заключительный этап. А сильные области имеют большее представительство за счет прошлогодних победителей.
Ализа Шайх: Какие личные качества, по Вашему мнению, помогают участникам олимпиад быть успешными?
Алмас Кунгожин: Здоровые амбиции, креативность, целеустремленность, усидчивость. Эти качества помогают добиться успеха не только в олимпиадах, но и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Чтобы достичь больших успехов, к сожалению, некоторым приходится многим жертвовать, а ведь напрасно. Приведу один типичный пример: из шести человек сборной страны 2006 года только трое могли кататься на велосипеде. Человек должен развиваться гармонично, уделять достаточное внимание физической культуре и здоровью. Тем самым школьник сможет более эффективно заниматься и олимпиадной математикой. Полезно научиться оттягивать момент подсмотреть готовое решение задачи. А если уже решил задачу самостоятельно, то полезно придумать альтернативное или более компактное решение, посмотреть и авторское решение задачи.
Ализа Шайх: Какие привычки, по Вашему мнению, родителям следует формировать у детей?
Алмас Кунгожин: Быть ответственными к своим поступкам, стремиться к совершенству и не унывать при неудачах, а только получать от этого дополнительный стимул к самосовершенствованию.
Ализа Шайх: Если говорить о том, что успех олимпийца складывается из работы:
1) самого олимпийца;
2) работы тренера/наставника;
3) работы родителя/опекуна;
то, какие рекомендации Вы хотели бы дать родителям? Чем они могут содействовать тренеру и своему ребенку для успешного выступления на олимпиадах?
Алмас Кунгожин: Тяга к знаниям заложена в каждом ребенке, важно только своевременно поддержать его в этом стремлении (хотя бы ненадолго оторвавшись от телефона, телевизора или компьютера), научить и приобщить к интеллектуальному и физическому труду (чтение книг, игры в шашки и шахматы, регулярные спортивные тренировки), своим заслуженным авторитетом и положительным примером внушить полезность занятия интеллектуальной и физической деятельностью. Уверен, что это принесет много радости не только ребенку, но и родителям.
Создав определенную базу и конкурентную среду, ребенок сам сможет выбрать понравившийся вид спорта или школьный предмет для достижения вершин в соревнованиях. Нужно постараться попасть в лучшую «школу» (коллектив со сложившимися традициями высоких результатов), создать условия для регулярных тренировок, найти контакт с тренером и согласованно действовать в одном направлении дополняя друг друга.
Ну и, конечно, необходимо настраивать ребенка на тренировки и результат, оказывать поддержку в трудные моменты, радоваться его успехам.
Для учеников 2-11 классов появилась возможность участвовать в международных олимпиадах с помощью нового центра «Innovation», который создала Искакова Алия Ербалаевна, имеющая огромный опыт проведения олимпиад.
Ализа Шайх: Алия Ербалаевна, у Вас большой опыт проведения олимпиад, Вы работали руководителем Алматинского филиала «Дарын», сейчас Вы создали Центр «Innovation». Не могли бы рассказать о нем.
Искакова Алия Ербалаевна: Центр является некоммерческой организацией, зарегистрирован в форме частного учреждения в 2011 г. Миссия центра: организация инновационных образовательных программ для школьников, студентов, дающих возможность раскрывать их способности, стимулировать и развивать их культурный и интеллектуальный потенциал.
Ализа Шайх: Каковы условия для обучения в Вашем центре?
Искакова Алия Ербалаевна: На сегодняшний день у нас пока нет стационарного центра в обычном понимании. У нас немного нестандартный подход к таким вещам. Один из принципов, которым мы руководствуемся, это разработка проектов совместно с профессионалами по тому или иному направлению. Сейчас готовится ряд договоров о совместной деятельности, как с государственными, так и частными организациями. Думаем, что к следующему учебному году мы сможем объявить об уже готовых проектах.
Ализа Шайх: В каких олимпиадах могут участвовать школьники с Вашей помощью?
Искакова Алия Ербалаевна: С 2012 года мы инициировали свою программу «По пути великих математиков». В рамках данной программы зарубежными математиками были проведены олимпиады в Париже, Будапеште. Участниками были свыше 130 школьников 5-9 классов. В марте 2013 г. планируется проведение программы в Швейцарии, где олимпиада будет проходить в Женевском университете. Эта программа проходит в каникулярное время и в основном при поддержке родителей.
Ализа Шайх: Каковы условия для участия в международных олимпиадах?
Искакова Алия Ербалаевна: Международные предметные олимпиады, научные соревнования проводятся строго по приказу Министра образования и науки РК и РНПЦ «Дарын». Рекомендуем заинтересованным лицам постоянно просматривать сайт РНПЦ «Дарын»: www.daryn.кz
Ализа Шайх: С какого возраста дети могут начать участвовать в этих олимпиадах?
Искакова Алия Ербалаевна: Благодаря интернету учителя, родители могут выбрать интересующие их конкурсы, олимпиады. Информации много. Например, по математике дети могут участвовать со 2 класса. В частности, Центр «Дарын» проводит великолепные по содержанию интеллектуальные конкурсы республиканского и международного уровней. Это: «Ак бота», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «Английский бульдог», «Кенгуру-математика», «Кенгуру-лингвист». Рекомендуем родителям, учителям, заинтересованным в интеллектуальном развитии своих детей.
Ализа Шайх: Спасибо вам за ответы и рекомендации! Уверена, что с вашей помощью все больше казахстанских школьников будут участвовать и побеждать в международных олимпиадах.
Наверное, многим ученикам и их родителям хотелось бы иметь полную информацию обо всех математических олимпиадах республиканского и международного значения, в которых казахстанские школьники могут принять участие. Для вашего удобства мы подготовили список олимпиад по математике на основе данных РНПЦ «Дарын», центра «Пифагор» и центра «Innovation».
Благодарю за помощь в составлении таблицы Искакову Алию Ербалаевну, Кунгожина Алмаса Мухамбетовича и Асана Жолдасова.
Список олимпиад по математике,
в которых могут принять участие казахстанские школьники
№ |
Наименование соревнования |
Возраст участников |
Организатор и условия участия |
Дополнительная информация |
1 |
Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам |
9-11 классы |
РНПЦ «Дарын» Согласно правилам олимпиада проводится в четыре этапов: |
Согласно Закону РК «Об образовании» победители и призеры РО, награжденные дипломами I, II, III степени МОН РК при проведении конкурса на получение образовательных грантов для обучения в вузах республики имеют преимущественное право при соответствии выбранной им специальности предмету олимпиады. |
2 |
Республиканские научные соревнования школьников «Модели экономического и социального развития Казахстана в свете стратегии «Казахстан-2030»: «Математическое моделирование экономических и социальных процессов» |
8-11 классы |
РНПЦ «Дарын» Согласно правилам, проводятся в 4 этапа:1) первый этап – школьный; |
По итогам РНС победители и призеры, награжденные дипломами МОН РК I, II, III степеней, при проведении конкурса на получение образовательных грантов для обучения в вузах республики согласно Закону РК «Об образовании» имеют преимущественное право при соответствии выбранной им специальности предмету соревнований. |
3 |
Президентская олимпиада по предметам естественно-математического цикла. |
11 класс |
РНПЦ «Дарын» Президентская олимпиада проводится в три этапа: 1) первый этап – региональный, проводится в областях, городах Астана и Алматы, республиканских организациях образования (далее – РОО) и автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО «НИШ») – ежегодно до 1 ноября;2) второй этап – отборочный проводится в 2 тура:1 тур – дистанционный – ежегодно до 15 ноября;2 тур – творческий, написание эссе в день проведения дистанционного тура;3) третий этап – республиканский, проводится в 3 тура:1 тур – теоретический;2 тур – экспериментальный;3 тур – проведение тестирования по английскому языку. |
Победители Президентской олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени: I степени - 2 участника, II степени – 4 участника и III степени - 6 участников. |
4 |
Международная игра-конкурс «Кенгуру-математика для всех» |
3-11 классы |
РНПЦ «Дарын» совместно с Российским оргкомитетом конкурса «Кенгуру» и с Центром технологий тестирования «Кенгуру плюс» К участию в конкурсе, без предварительного отбора, допускаются все учащиеся 3-10 классов. Задания «Кенгуру-математика для всех» состоят из 30-ти вопросов, разбитых на три группы сложности. На работу отводится 75 минут. |
Победители, набравшие максимальное количество баллов направляются в международные летние лагеря. |
5 |
Интеллектуальный марафон «Ақ бота» |
3-10 классы |
РНПЦ «Дарын» Участие школьников в марафоне принимают на добровольной основе. |
Победители и призеры награждаются путевками в летнюю профильную школу «Дарын». |
6 |
Республиканский турнир для младших классов «БАСТАУ» |
2-4 классы |
РНПЦ «Дарын» Турнир проводится в 3 этапа. |
Победители и призеры награждаются дипломами. |
7 |
Международная математическая олимпиада (IMO) |
Нет ограничений по классу. Органичение по возрасту: до 21 года. |
IMO official organization committee Каждая страна предствалена в составе не более чем 6 учеников. Участвуют около 100 стран мира. |
Победители награждаются дипломами и медалями. Медалисты имеют преимущественное права получения грантов во многих университетах мира. Также имеют преимущество при найме на работу в крупных компаниях. Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
8 |
Балканская математическая олимпиада (BMO) |
Учащиеся старших классов |
Официальные страны-участницы С каждой страны по 6 учеников. Участвуют 10 официальных стран балканского региона и примерно столько же приглашенных стран как Казахстан и другие. Соревнование BMO проводится в течение одного дня. Задание состоит из четырех задач, оцениваемых каждая по10 баллов. |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ |
9 |
Юниорская Балканская олимпиада школьников (JBMO) |
Учащиеся должны быть в возрасте до 15,5 лет на день соревнований. |
Официальные страны-участницы Официальным языком является английский. JBMO проводится один раз в год в период с 23 июня по 30 июня. В соревновании могут быть приглашены команды, состоящие из шести учащихся , руководителя и заместителя руководителя.Соревнование JBMO проводится в течение одного дня. Задание состоит из четырех задач, оцениваемых каждая по10 баллов.Задачи из следующих тем: алгебра, геометрия, теория чисел, комбинаторика (на элементарном уровне). |
|
10 |
Западно-Китайская математическая олимпиада |
4 человека в команде. |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
|
11 |
Международный математический конкурс «Математика и проектирование» |
|||
12 |
Международная олимпиада по математике «Туймаада» |
7-11 классы |
Министерство образования Республики Саха (Якутия) Олимпиада проходит по четырем предметам (математика, физика, информатика, химия) параллельно |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
13 |
Дистанционная Азиатско-Тихоокеанская олимпиада |
Старшие классы без разделения по возрасту |
Казахский национальный университет имени аль-Фараби совместно с Республиканским научно-практическим центром "Дарын" http://www.mmjp.or.jp/competitions/APMO/ Данные международные математические олимпиады (АТМО и МОШП) проходят дистанционно. То есть местные оргкомитеты стран-участниц предварительно получают от соответствующих координационных комитетов условия задач и критерии оценивания, и самостоятельно проводят олимпиады в своих странах в одно и то же время. Ежегодные заседания стран-участниц этих олимпиад проходит во время проведения Международной математической олимпиады. Дистанционная форма проведения олимпиад позволяет большому количеству школьников принять участие в этих престижных международных соревнованиях. В АТМО принимает участие 38 стран: Аргентина, Австралия, Бангладеш, Камбоджа, Канада, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Эквадор, Сальвадор, Бонконг, Индонезия, Япония, Казахстан, Корея, Кыргызстан, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Пакистан, Панама, Перу, Филиппины, Пуэрто-Рико, Катар, Россия, Сингапур, Шри-Ланка, Тайвань, Таджикистан, Тайланд, Тринидад и Тобаго, Туркменистан, США, Гондурас, Южная Африка, Турция, Уругвай. |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
14 |
Дистанционная математическая олимпиада «Шелковый путь» |
Старшие классы без разделения по возрасту |
Казахский национальный университет имени аль-Фараби совместно с Республиканским научно-практическим центром "Дарын" |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
15 |
Международная Жаутыковская олимпиада по математике |
www.izho.kzРеспубликанская физико математическая школа им Жаутыков и министерства образования РК |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
|
16 |
Международный конкурс исследовательских работ по механике и математике имени У.Джолдасбекова. |
|||
17 |
Дистанционная республиканская юниорская олимпиада по предметам естественно-математического направления |
7-8 классы |
Участие в олимпиаде бесплатно, на добровольной основе.Школьники, желающие участвовать в Юниорской олимпиаде, должны самостоятельно зарегистрироваться на сайте www.cdo.kz .Олимпиада проводится на сайте www.cdo.kz в два тура по четырем предметам (математика, физика, биология, химия) . На получение заданий отводится 30 минут с 10.00 до 10.30 (по времени Астаны).Первый тур – отборочный, проводится в режиме on-line 25 октября. Начало в 10.00 (по времени Астаны);Второй тур – республиканский, проводится в режиме on-line 2 ноября. Начало в 10.00 (по времени Астаны).Каждый тур для одного участника состоит из 100 вопросов (25 вопросов по каждому предмету).В свою очередь 25 заданий делятся на- 10 заданий с одним верным вариантом ответа- 5 заданий на хронологию- 5 заданий на соответствие- 5 заданий с двумя и более верными вариантами ответа.Время прохождения олимпиады 3 астрономических часа. |
По итогам Юниорской олимпиады победители и призеры будут награждены дипломами I, II и III степеней РНПЦ «Дарын» Министерства образования и науки Республики Казахстан. |
18 |
Открытая олимпиада школьников «Информационные технологии» и «Открытая интернет-олимпиада школьников по математике» |
7-11 классы |
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационых технологий, механики и оптики (СНУИ ИТМО) https://olymp.ifmo.ru/ Участие в олимпиадах добровольное, бесплатное. |
Победители и призеры очного тура олимпиады по информатике без вступительных экзаменов будут зачислены на бюджетную форму (за счет бюджета России) обучения в Санкт-Петербургский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО), а также другие вузы России. В настоящее время в НИУ ИТМО по результатам олимпиад зачислены и успешно обучаются более 27-и граждан Республики Казахстан. |
19 |
Пифагоровские олимпиады (каждый месяц) |
5-11 классы |
Центр дополнительного образования «Пифагор»pifagor.kz Участие в олимпиаде бесплатное для всех желающих. Требуется регистрация. Подведение итогов многоэтапной олимпиады состоится в конце учебного полугодие. При этом школьники могут участвовать в любом туре без учета результатов предыдущих туров. |
По результатам олимпиады по каждой лиге будут выданы Дипломы, медали и ценные призы и подарки. |
20 |
Олимпиада имени Эйлера |
8 класс.Могут и школьники младше. |
Bятский центр дополнительного образования и Mосковский центр непрерывного математического образования. Официальный сайт в казахстане www.matol.kz Орг комитет:Кунгожин Алмас Мухамбетович B дистанционном этапе могут участвовать все желающие ученики классов не старше 8-го. На региональный этап проходят лучшие участники дистанционного этапа и ряда выводящих соревнований, на заключительный — лучшие участники регионального.Участие в олимпиаде бесплатное. Уровень трудности дистанционного этапа такой же, как муниципального (районного, городского) этапа Bсероссийской математической олимпиады школьников. Уровень трудности регионального и заключительного этапов соответствует трудности одноимённых этапов Bсероссийской математической олимпиады. Задания составляются квалифицированными математиками и педагогами, многие из которых входят в Mетодическую комиссию Bсероссийской математической олимпиады. Работы дистанционного этапа участники отправляют на проверку электронными письмами. При этом решения можно либо набрать в каком-либо текстовом редакторе и отправить получившийся файл, либо написать работу на бумаге и отправить отсканированный или сфотографированный текст. Чтобы не пострадали те, кто учится во вторую смену и жители мест, где время сильно отличается от московского, дистанционный этап проводится в 4 тура, начинающихся в разные дни недели и разное время суток. Kаждый участник имеет право участвовать в любом количестве туров, но, чтобы попасть на региональный этап, достаточно показать хороший результат хотя бы на одном из них. |
По результат олимпиады будут выданы Дипломы и ценные призы и подарки! |
21 |
Олимпиада имени И.Ф. Шарыгина
|
Участвовать в олимпиаде могут прошедшие дисстанционный этап, задания на сайте. |
Mатематический институт им B.A. Cтеклова РAН, Департамент образования города Mосквы, Mосковский центр непрерывного математического образования, Mосковский институт открытого образования, 0ткрытый лицей BЗMШ , при поддержке фонда «Династия» и фонда «Bольное дело». |
|
22 |
Многоборье |
|||
23 |
Турнир Мат боев в Tamos Education |
5-11 классы |
Tamos Education | |
24 |
Зарубежные олимпиады по математике в рамках программы «По пути великих математиков» в 2013 году |
5-10 классы |
Центр «Innovation» Интерес к математике и ее истории.Желание получить опыт участия в зарубежных олимпиадах.Финансовые возможности. |
Время проведения – каникулы. страны: Франция (Париж) Швейцария (Женева) |
25 |
Летние и Зимние математические игры |
2-10 классы |
Центр «Innovation» Интерес к математикеЖелание: 1) в интерактивном легком режиме решать интересные задачки со сверстниками под руководством опытных тренеров;2) отдохнуть, поправить здоровье и весело провести время |
Время проведения: Летние и зимние каникулы Место проведения: Детские оздоровительные лагеря |
26 |
Международный Турнир Городов |
8-11 классы |
Мех-мат. факультет КазНУ им.Аль-Фараби Дом школьников № 8 Управления образования г Алматы Центр «Innovation» Учитывая высокий уровень сложности задач ТГ, участвуют школьники по желанию, но имеющие хорошую подготовку и достижения. |
Время проведения: Осень, весна Место проведения: КазНУ, Мехмат, г.Алматы. |
27 |
Математические соревнования: 1) «Олимпийские ступени» (3 ступени)2) «Великолепная семерка» |
5-7 классы |
Дом школьников № 8 Управления образования г Алматы Центр «Innovation» Участники направляются школамиУчастники направляются школами |
Время проведения: В течение учебного года Время проведения: В течение учебного года Место проведения: г. Алматы |
28 |
Проведение трех заочных туров Болгарской математической олимпиады |
2-8 классы |
Центр «Innovation» Собственное желание участвовать в конкурсе. |
Время проведения: В течение учебного года Место проведения: г. Алматы |
29 |
Участие в Финале Болгарской математической олимпиады |
2-8 классы |
Центр «Innovation» Участники заочных туров |
Время проведения: 19 - 30 июня 2013 г. Болгария, г. Стара Загора. |
Ализа Шайх
Похожие статьи: