В основе стратегии любого предприятия, независимо от его желания или нежелания, находится личная стратегия руководителя. Это естественный процесс развития и конкурентной борьбы юридического лица в качестве субъекта общества.
Предприятие не может само по себе конкурировать, зарабатывать, побеждать или проигрывать. Это делают личности, составляющие суть «живой души» и движущей силы предприятия.
Мы можем извлекать ресурсы и возможности из реальности бесконечным множеством способов, и только личность руководителя предприятия определяет самое главное – выбор того, как мы это делаем и какую плату мы за это платим.
Общаясь с командами развития компаний, часто сталкиваешься с тем, что самое главное ими упускается из виду. На уровне стратегических решений судьба компании не коррелируются с судьбами людей, составляющих коллектив компании.
В результате принимаются стратегии, которые на деле не реализуются, не приносят морального удовлетворения и самое главное повышают затраты компании на их реализацию, а это пропорционально снижает прибыль.
Затраты растут из-за многих причин:
Опять же из личного опыта скажу, что проблема имеет несколько уровней:
Интересно то, что это относиться не только к владельцам бизнеса, которые сами развивали предприятие, это относиться также и держателям портфельных бизнесов на уровне разработки стратегии развития предприятия и выбора точного момента продажи/приобретения активов.
Руководители часто воспринимают себя в качестве винтика машины, это восприятие переноситься ими на всех сотрудников.
Пришло время избавиться от ненужной и неправильной иллюзии. Ибо конкуренция сегодня высока как никогда в истории человечества и это обстоятельство будет только усложняться.
Правильное восприятие себя - это первое ваше конкурентное преимущество!
Вы - не винтики! Вы - создатели реальности и судьбы своего коллектива на уровне системы, общества и государства на уровне макросистемы, в которую включено возглавляемое вами предприятие и всего человечества на уровне мега системы, в которую включена макросистема, на которую вы непосредственно влияете своей работой.
Вы – источник стратегии!
Это относиться и к каждому вашему сотруднику.
Сказанное выше легко просматривается в сфере деятельности человека, откуда пришло само понятие стратегии.
Военное дело и война.
Безумие войны и ее трагическая жестокость приводят к тому, что военноначальники не могут позволить себе игнорировать лучший опыт ведения войны и достижения победы.
В армиях всего мира создавался орган по идеологической работе с личным составом.
В советской армии это были политруки или замполиты, в других армиях эту функцию часто исполняли представители религиозных организаций.
Задача этих органов была синхронизация стратегии армии с целями и задачами личного состава. Формирование боевого духа, способного организовать солдат (сотрудников) на достижение результатов часто выходящих за рамки физических возможностей и природных инстинктов самосохранения. В идеологической работе они достигали невероятных результатов, которые мы сегодня и на века будем считать примерами героизма, торжеством духа над обстоятельствами.
Опыт работы этих органов говорит о том, что ни одна армия не может быть эффективной без ощущения того, что она выполняет миссию восстановления справедливости и мира. Самое главное бойцы не идут за руководителем без четкого понимания им не только поставленной задачи в рамках боевого действия, но и вообще смысла войны и личной позиции командира к этой войне.
Это хорошо читается из книг командиров, лично командовавших людьми в реальной войне, например в книге Баыуржана Момыш улы «Психология войны».
Лучшие достижения армии, как и само понятие, стратегия мы можем перенести в нашу каждодневную жизнь и работу.
Работа над формированием «боевого» духа в коллективе в условиях современной конкурентной «войне» и даст те результаты, о которых мечтают владельцы и руководители бизнеса.
С чего начать?
Если вы руководитель начните с того, что напишите свою личную стратегию.
Приведите свои мысли в порядок. Современные знания позволяют точно определить свое предназначение либо в парадигме Футуродизайна либо в парадигме Фатализма. Исследуйте и спроектируйте свою «Я концепцию» и разработайте стратегию своего селфбрендинга.
Затем разработайте стратегию вашей компании. Ее разработка может быть построена на двух принципиально разных методологиях:
Практика показывает, что абсолютно правильной методологии нет. Выбор методологии зависит от многих параметров, начиная от опыта в реализации стратегий, уровня образования, ситуацией на рынке и стране, заканчивая социальной активности членов коллектива и желанием нести ответственность за принимаемую стратегию. В моей практике я чаще встречал комбинацию этих методологий в разных пропорциях.
По какому бы пути вы не пошли, главное наличие вашей личной стратегии, поскольку без нее оба пути невозможны.
Ваш бизнес или любое другое дело не будет жить без души и движущей силы – без вашей души!
Личная стратегия – это карта с работающим компасом личных ценностей, которая не даст заблудиться в самых сложных ситуациях и штормах жизни, не только вам, но и тем, кто пойдет за вами и достигнет страны исполнения всех желаний.
И пусть этой страной станет Казахстан!
Казыбек Шайх. "Источник стратегии".// Журнал "Friends", №4, 2013.
12.06.2013
Похожие статьи:
Фото с сайта veblogy.com.