13-21 июля 2014 года впервые в Казахстане пройдет Международная олимпиада по физике (IPhO). Это самое авторитетное международное соревнование по физике для учащихся средних школ, которое проводится ежегодно начиная с 1967 года в разных странах мира. Выбор страны определяется потенциалом страны на юных физиков, количеством побед на предыдущих международных физических олимпиадах. За последние 5 лет казахстанские школьники стали обладателями 24 медалей из 25 возможных на международных олимпиадах, из них 6 золотых, 15 серебряных, 3 бронзовые награды. Проведение IPhO в Казахстане говорит об огромном интеллектуальном потенциале казахстанских школьников.
45-я Международная олимпиада по физике в Казахстане проводится РНЦП «Дарын» (официальный орган, проводящий олимпиады в нашей стране), при поддержке правительства Республики Казахстан, Министерства образования и науки РК и Назарбаев Университета для содействия появления интереса к физике казахстанских школьников.
В предыдущей статье «Как вырастить Эйнштейна» было подробно описано о том, как выявить способности и интерес ребенка к физике. В этой статье тренеры и коучы сборных Казахстана по физике расскажут о том, как Ваш ребенок может принять участие в международных олимпиадах по физике.
Давлетов Аскар Ербуланович, 39 лет - доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент НАН РК. Декан физико-технического факультета Казахского Национального Университета им.Аль-Фараби.
Выпускник Казахского Национального Университета им. Аль-Фараби, 1996 – бакалавриат, 1998 – магистратура.
Тренер национальной сборной РК по физике с 2009 г. За 5 лет выступления в качестве тренера, ученики под руководством Аскара Давлетова выиграли 24 медали из 25 возможных, из которых 5 золотых, 11 серебряных, и 3 бронзовых медалей, и взяли общекомандное 7-е место в неофициальном зачете в Тайланде в 2011г. Тренер национальной сборной РК на международной юниорской олимпиаде по естественным наукам с 2010 г. За 3 года выступления в качестве тренера: 10 медалей, самая высшая награда в общекомандном неофициальном экспериментальном зачете – 3-е место в Иране, 2012г. Тренер национальной сборной РК на международном научно-инженерном конкурсе для старшеклассников «IntelISEF» с 2011 г, за 2 года выступления в качестве тренера высшая награда конкурса «Best of the Best» присуждена Асие Кусаиыновой в США, 2012 г.
Габит Бекахметов, 29 лет – обладатель серебряной и бронзовой медалей международной олимпиады по биологии (IBO) в Латвии в 2002 г. и в Бельгии 2001 г.
Выпускник Дюкского Университета (2003-2007): экономика, политология, востоковедение.
Со-основатель Educator.kz, консультант Markmore Group.
Ернур Рысмагамбетов, 27 лет, обладатель золотой и серебряной медалей международных олимпиад по физике (IPhO) - Бали, Индонезия, 2002 г и Тайпей, Тайвань 2003 г; четырехкратный призёр республиканской олимпиады по физике – 2000, 2001, 2002 и 2003 гг.; абсолютный чемпион республиканской олимпиады школьников – 2003 г.
Тренер национальной сборной РК по физике с 2009 г. За 5 лет выступления в качестве тренера, ученики под руководством Ернура Рысмагамбетова выиграли 24 медали из 25 возможных, из которых 5 золотых, 11 серебряных, и 3 бронзовых медалей, и взяли общекомандное 7-е место в неофициальном зачете в Тайланде в 2011г. Тренер национальной сборной РК на международной юниорской олимпиаде по естественным наукам с 2010 г. За 3 года выступления в качестве тренера: 10 медалей, самая высшая награда в общекомандном неофициальном экспериментальном зачете – 3-е место в Иране, 2012г. Тренер национальной сборной РК на международном научно-инженерном конкурсе для старшеклассников «IntelISEF» с 2011 г, за 2 года выступления в качестве тренера высшая награда конкурса «Best of the Best» присуждена Асие Кусаиыновой в США, 2012 г.
Асан Жолдасов, 25 лет, обладатель золотой, двух серебряных, двух бронзовых медалей Жаутыковской международной олимпиады – 2005, 2006 гг.; Балканской математической олимпиады, Никосия, Кипр, 2006 г. и Яссы, Румыния, 2005 г; Международной олимпиады среди Физико-математических школ, Ереван, Армения, 2005 г; грамоты Международной математической олимпиады, Мерида, Мексика, 2005 г. Участник 16 – ой Международной Конференции Турнира городов, Мир, Беларусь, 2004 г.; Международной летней научной конференции им. Weizzman, Израиль, Иерусалим, 2006 г.; Международной конференции “Close up”, США, Нью-Йорк, Вашингтон, 2006 г. Победитель Microsoft ImagineCup 2009, Каир, Египет, 2009 г. Участник полуфинала чемпионата мира по программированию ACM ICPC, регион Средняя Азия, 2007 г. Победитель четверь финала чемпионата мира по программированию ACM ICPC, регион Средняя Азия, 2007 г.
Выпускник Казахстанско-Британского технического университета, Магистратура, 2011 г. Выпускник Казахстанско-Британского технического университета, Факультет Информационных технологий, 2010 г. Выпускник Республиканской специализированной физико-математической школы, 2006 г.
Директор Центра «Пифагор», лектор кафедры Компьютерной инженерии Казахстанско-Британского технического университета.
Левченко Павел, 24 года – обладатель медали и денежного приза в размере 20 тысяч долларов США, на конкурсе задач для всемирной олимпиаде по физике WoPhO (Индонезия, 2012); обладатель 2-х золотых медалей - I Международная олимпиада им. Жаутыкова (Алматы, 2005) и Республиканской олимпиады по физике (Талдыкурган, 2005); 2-х Серебряных медалей - II Международной олимпиады им. Жаутыкова (Алматы, 2006) и Республиканской олимпиады по физике (Петропавловск, 2006); 2-х почетных грамот - XXXVII Всемирной олимпиады по физике (Сингапур, 2006) и VII Азиатской олимпиады по физике (Казахстан, 2006).
Магистр нефтегазового дела Colorado School of Mines, 2012. Выпускник Казахстанско-Британский Технический Университет, бакалавриат нефтегазового дела, 2010.
Тренер сборной по физике НИШ г. Талдыкурган – достижения учеников (2010-2014): 2 серебрянные медали на Международная олимпиада им. Жаутыкова (2012, 2013); 1 Бронзовая медаль на Президентская олимпиада, 2011; 2 Бронзовые медали (2011, 2012) и 2 серебрянные медали (2013) в Республиканской олимпиаде.
Тренер сборной команды РФМШ им. Жаутыкова по физике– достижения учеников (2008-2010): 1 золотая, 1 серебряная, 1 бронзовая медали на Всемирной олимпиаде (IPhO); 1 серебряная медаль и 2 почетные грамоты на Азиатской олимпиаде (APhO); более 20 медалей на Международной олимпиаде им. Жаутыкова, Президентских и Республиканских олимпиадах.
Тренер сборной по физике 173 школы для одаренных детей г. Алматы (2007-2010): 1 серебряная медаль и почетная грамота на Всемирной олимпиаде (IPhO); 2 Почетные грамоты на Азиатской олимпиаде (APhO); 16 медалей на Международной олимпиаде им. Жаутыкова, Президентских и Республиканских олимпиадах.
В Казахстане много специализированных физико-математических школ, в которых хорошо поставлена подготовка школьников к олимпиадам по физике. Это РФМСШИ им.Жаутыкова (физмат), Казахско-Турецкие лицеи (КТЛ), Назарбаев Интеллектульные школы (НИШ), школы № 173, № 165, лицей № 90, школа для одаренных детей «Зерде», также самими олимпийцами открыт независимый специализированный центр по подготовке олимпийцев «Пифагор» в Алматы, недавно группой олимпийцев был создан интернет-ресурс Educator.kz, где все школьники, желающие заниматься с сильными учителями могут получать уроки онлайн, находясь даже в селе. Радует, что в нашей стране много тренеров, по-настоящему болеющих за интеллектуальное будущее нашей страны и создающих условия школьникам для их участия и победы на международных олимпиадах. Многие из них энтузиасты и занимаются тренерской деятельностью на общественных началах. Благодаря их страсти к физике и грамотному менеджменту спец.школ казахстанские школьники имеют возможность участвовать и побеждать на международных олимпиадах. В этой статье Вы узнаете о том, как Ваш ребенок может попасть в национальную сборную Казахстана по физике и как готовиться к олимпиадам из уст самих тренеров.
Ализа Шайх: Ернур, Вы являетесь тренером национальной сборной по физике с 2009 года, Ваши ученики добились ошеломляющих успехов – 24 медалей из 25 возможных. Уверена, что каждый юных физик хотел бы стать Вашим учеником, расскажите, как можно попасть в Вашу сборную?
Ернур Рысмагамбетов: На самом деле я буду только рад видеть в нашей национальной сборной как можно больше юных талантливых физиков. Вести их к победам на международных олимпиадах одно удовольствие! На настоящий момент в национальную сборную могут войти победители и призеры республиканской олимпиады по физике 9-х и 10-х классов. Мы их всех приглашаем на сборы осенью-зимой, во время которых проводим дополнительные экзамены в течение 2-х недель и отбираем среди них 15-20 человек для подготовки к международным олимпиадам. Перед сборами каждый олимпиец получает диск с заданиями для международной олимпиады и должен самостоятельно решить все задачи к декабрю. Затем мы повторно проводим экзамены и отбираем из резерва 8 человек для участия на Азиатской олимпиаде по физике. Лучшие 5 олимпийцев по итогам Азиатской олимпиады имеют право участвовать в Международной олимпиаде по физике (IPhO).
Ализа Шайх: Как Вы определяете, кто может стать Вашим учеником?
Ернур Рысмагамбетов: Очень хочется, чтобы каждый желающий мог попасть в национальную сборную. В особенности, когда видишь, что одаренный ученик по банальной причине, просто заболел, например, не смог принять участие в городской или областной олимпиаде, соответственно уже не может претендовать на участие в сборной. Поэтому в ближайшие годы мы планируем расширить состав сборной до 50-100 человек из победителей и призеров городских и областных олимпиад, также планируем проводить дополнительные экзамены и олимпиады для тех, кто имеет сильный потенциал, но не смог участвовать в областной олимпиаде. Нужно давать шанс всем!
Интервью Ернура Рысмагамбетова о том, как выявлять и развивать интерес ребенка к физике можно прочитать здесь.
Ализа Шайх: Аскар, Вы работаете в старейшей специализированной школе по физике - РФМСШИ и подготавливаете учеников физмата к олимпиадам, расскажите, как Вы определяете, кто может стать Вашим учеником?
Аскар Давлетов: Настоящий преподаватель должен работать со всеми учениками, которые хотят заниматься! Главное – это наличие желания, остальное – дело времени. Я всегда говорю ребятам, что учиться никогда не поздно. Другое дело, истинный педагог должен уметь поднять и поддержать мотивацию к подготовке, которая является трудным занятием, требующим большого количества времени. Обычно отчетливо видно, кто из учеников сможет достичь высокого результата по их отношению к делу. Конкуренция в мире растет, в том числе и на международных олимпиадах! Если ты остановил свои занятия – значит, ты стоишь на месте, а весь остальной мир движется вперед.
Ализа Шайх: Не могли бы поделиться, как ученикам лучше всего готовиться к олимпиадам?
Аскар Давлетов: Всегда есть ребята, которые хотят заниматься и выступать за национальную команду на международных олимпиадах. Но одного желания мало, надо еще знать, как заниматься, а значит, нужна планомерная, научно-обоснованная методика подготовки. Подобная методика сейчас разработана на физико-техническом факультете КазНУ им. Аль-Фараби, университет обладает всем необходимым лабораторным оборудованием для подготовки к экспериментальным турам. Университет прикладывает огромные усилия для привлечения талантливой молодежи, ведь олимпиада – это не самоцель. Главное – это создать непрерывную систему отбора и подготовки высококвалифицированных научных кадров для создания будущей инновационной экономики. Олимпиады рано или поздно закончатся, а талантливые ребята должны продолжить свое образование и внести свой вклад в казахстанскую науку и технику.
Ализа Шайх: По каким учебникам рекомендуете заниматься?
Аскар Давлетов: В упомянутой мной методике имеются рекомендации и вся необходимая литература, интегрированные на одном DVD-диске. Эта методика, хотя и разработана в стенах КазНУ им. Аль-Фараби, распространяется абсолютна бесплатно. Обращайтесь, дорогие школьники и учителя!
Ализа Шайх: Какие личные качества, по вашему мнению, помогают участникам олимпиад быть успешными? Какие привычки, по Вашему мнению, родителям следует формировать у детей?
Аскар Давлетов: Главное, безусловно, трудолюбие. Остальное – как в обычном спорте, быть психологически устойчивым, спокойным и уметь сконцентрироваться.
Надо, общаясь с детьми на равных, уметь убедить их упорно заниматься. Конечно, отдыхать тоже надо, для этого надо грамотно распределить время. В раннем возрасте крайне важно развить логическое мышление. По моему опыту, этому очень сильно помогает занятие шахматами и другими логическими играми. Считаю, что шахматы должны стать обязательным предметом с первого класса общеобразовательной школы.
Если говорить о том, что успех олимпийца складывается из работы:
1) самого олимпийца;
2) работы тренера/наставника;
3) работы родителя/опекуна; то, какие рекомендации вы хотели бы дать родителям? Чем они могут содействовать Вам и своему ребенку для успешного выступления на олимпиадах?
Без упорной самостоятельной работы полного успеха не будет никогда. На самом деле, многое можно понять и во многом можно разобраться самостоятельно. Навык самообразования – это то, что сейчас отличает членов наших национальных команд. Он очень важен для их будущего. Работа тренера не менее важна с точки зрения результата, так как позволяет достичь высокого уровня за гораздо более короткий срок. Роль родителей (или воспитателя, если он живет в интернате) менее заметна, но тоже существенна, ведь большую часть времени дети проводят дома или в школе. Надо уметь поддержать их, помочь им распределить свое время, создать им нужную психологическую атмосферу.
Ализа Шайх: Павел, в последние годы практически во всех регионах Казахстана стали открываться Назарбаев Интеллектуальные Школы (НИШ) и за короткий срок НИШ смогли зарекомендовать себя как центр подготовки олимпийцев, расскажите, как Вы подготавливаете своих учеников к олимпиадам?
Павел Левченко: «Назарбаев Интеллектуальные Школы» - это великолепные учреждения, где ребенок может развиваться в самых разных направлениях, не только по стандартным предметам, но и также по плаванию, танцам, хору, настольному теннису и т.д. Там особое внимание уделено изучению английского языка, многие предметы ведутся иностранными преподавателями. В общем о такой школе можно только мечтать.
Если говорить о подготовке олимпийца, то олимпийцу же нужна свобода, чем больше тем лучше. Она развивает творчество, тягу к более глубоким знаниям, силу воли, а не отсиживание уроков с утра до вечера. Так наилучшие результаты показывают ученики, где олимпийцы в большинстве случаев занимаются без тренера, но имеют достаточно много свободного времени для самостоятельного обучения.
Нужно понимать, что в подготовке олимпийцев должны быть заинтересованы все учителя школы, не только ученик и тренер. Было бы замечательно, если бы школы учредили премии всем преподавателям школы, в случае успешного выступления ребят. Так делают в передовых мировых корпорациях, когда поощряют не только единицы задействованные в каком-то наиважнейшем проекте, но и полностью всю команду, в случае хороших результатов. Другими словами, результаты учащихся получаются не только из работы тренера, но и если вся команда учителей будет содействовать в этом снижая требования к своему предмету для олимпийцев. Олимпиец должен чувствовать поддержку со стороны всех учителей и администрации, в таком случае результаты должны быть налицо.
Ализа Шайх: По каким учебникам рекомендуете заниматься?
Павел Левченко: Проблема в том, что в настоящее время нет определенных учебников, взявшись за которые без помощи учителя будет понятно что делать и сохранять интерес. Большинство учебников либо слишком примитивны (обычный школьный уровень), либо слишком сложны для школьника (университетские книги, с кучей непонятной для начала высшей математики).
Из имеющихся на данный момент учебников можно выделить несколько обязательных пособий, по которым занимаются большинство олимпийцев:
Также для начинающих 5-7 классников можно порекомендовать чтение книги Перельмана «Занимательная физика»
Ализа Шайх: Какие личные качества, по вашему мнению, помогают участникам олимпиад быть успешными?
Павел Левченко: Для изучения физики, в первую очередь, необходима любознательность. Также должно быть хорошо выражено логическое и абстактное мышление, аккуратность, которая очень часто играет решающую роль во время экспериментального тура, когда вроде все понятно что делать, но почему то все «из рук валится». Очень важна психологическая устойчивость, особенно на олимпиадах высших уровней, когда приходит какой-то страх, когда видишь сотни маленьких гениев из других стран
Ализа Шайх: Какие привычки, по Вашему мнению, родителям следует формировать у детей?
Павел Левченко: Самостоятельность – родители не должны вмешиваться в процесс учебы после начальной школы. Ребенок должен сам сделать выбор и заниматься не «из под палки», а по собственному желанию, получая от процесса удовольствие.
Аккуратность – часто из-за грязи в записях ученик сам путается в своих же записях, в то время как большинство золотых медалистов, пишут на олимпиадах очень кратко, но четко и аккуратно
Целеустремленность – не сдаваться от поражений, не бояться высоких целей и доводить все труда до конца, несмотря ни на что
Ализа Шайх: Если говорить о том, что успех олимпийца складывается из работы:
1) самого олимпийца;
2) работы тренера/наставника;
3) работы родителя/опекуна; то, какие рекомендации вы хотели бы дать родителям? Чем они могут содействовать Вам и своему ребенку для успешного выступления на олимпиадах?
Павел Левченко: Родители могут дать огромный толчок в раннем возрасте ~3-10 лет, подсовывая ему различные развивающие игры, книжки, головоломки, вместо того, чтобы занимать его/ее просмотром мультиков и игр на компьютере. Основы логики, любовь к чтению, заложенная в раннем возрасте очень сильно поможет на следующем этапе, когда нужно будет довериться тренеру или олимпийцу из старших классов, при отсутствии грамотного тренера. Таким образом в период занятий связанных с олимпиадами, от родителей требуется лишь политика бездействия, не пытаться давить, не корить за промахи, как и не ждать слишком высоких результатов, родителям нужно целиком довериться своему чаду, верить что он сам все сможет.
Ализа Шайх: Асан, в вашем центре замечательные тренеры по математике, расскажите, пожалуйста, о тренерах центра «Пифагор» по физике.
Асан Жолдасов: И в самом деле, в нашем центре замечательные тренеры. Мы очень дорожим нашими сотрудниками, потому что каждый из них вкладывает бесценные знания и навыки учащимся центра «Пифагор». Вызвать интерес и увлеченность ребенка к предмету не так просто, поэтому первостепенной задачей перед тренерами стоит показать и уверить ребенка в том, что данная наука очень познавательна, окунувшись в которую никогда не захочется расставаться с ней. И с этой задачей отлично справляются все тренеры центра, чем я очень горжусь. Тренерами по физике являются Галымбек Ташев, призер Республиканских олимпиад и Мария Макарова, победитель многочисленных городских олимпиад . Невероятно интересные, любящие и умеющие зажечь наших детей. Они всеми фибрами своей души желают научить и дать знания на всю оставшуюся жизнь. Я вижу огонь в глазах этих ребят, поэтому уверен в том, что с такими тренерами получать знания одно удовольствие. Они не просто проходят иногда бывающую для детей скучную программу, они наглядно показывают те или иные эксперименты, благодаря которым дети начинают понимать и любить такую науку, как физика. Если в школе ребенок учит предмет, чтобы получить оценку, у нас он получает углубленные знания и проявляет желание изучать физику.
Ализа Шайх: К каким олимпиадам по физике проводится подготовка в Центре «Пифагор», в т.ч. международным?
Асан Жолдасов: В нашем центре среди многих полезных секций существует одна из важных на наш взгляд секции как «Олимпиадная физика», которая делится на 3 группы по уровню знаний: младшая, средняя и старшая лиги. Мы готовим не конкретно на определенную олимпиаду, мы готовим по физике, ведь ученик, отлично знающий этот предмет, будет призером и обладателем медалей многочисленных олимпиад по физике. Например, в данный момент наш ученик, Нурболат Кенбаев прошел отбор в сборную Казахстана и готовится к IJSO 2013 (International Junior Science Olympiad), которая пройдет в декабре в 2013 года. Надеемся, что он пополнит копилку олимпийской медалью. Мы хотим, чтобы наши дети развивались, совершенствовались и были лучшими в своих направлениях. А мы всегда будем поддерживать, и участвовать в жизни каждого из них. Кстати говоря, IJSO 2016 года планируется провести в нашей стране, что показывает, насколько, в мире уважают наш уровень подготовленности физиков, что не может не радовать. А в 2014 году в Казахстане пройдет самая значимая в мире олимпиада по физике, IPHO (International Physics Olympiad). Так как в этой олимпиаде участвуют более 100 стран, она проходит один раз в 50-100 лет в определенной стране. Получается, мы имеем уникальную возможность, которая будет один раз в жизни. Поэтому Казахстан и все сообщество физиков будут основательно и тщательно готовится к IPHO 2014. Мы хотим, чтобы наши одаренные дети развивались, совершенствовались и были лучшими в своих направлениях. А мы всегда будем поддерживать, и участвовать в жизни каждого из них.
Ализа Шайх: С какого возраста дети могут начать заниматься у вас по физике?
Асан Жолдасов: Мы всегда ищем талантливых и одаренных ребят, которым в дальнейшем хотим оказать поддержку. Главной целью центра «Пифагор» является выявление юных талантов и понятие того, в какой области этот талант можно эффективно использовать, создать среду, где раскрываются и развиваются будущие чемпионы и олимпийцы нашей страны. Поэтому, если родители видят какие-то способности в области точных наук, то добро пожаловать. В секцию «Олимпиадная физика» дети могут приходить с седьмого класса. Мы независимый центр и к нам может обратиться любой ученик, любой школы, если имеет врожденный талант и сильное желание развить его.
Ализа Шайх: Как часто, сколько раз в неделю и по сколько часов проводятся занятия?
Асан Жолдасов: Так как мы работаем в сфере образовательных услуг более 5 лет, мы знаем, сколько по времени нужно учить предмет, чтобы обучение было результативным. В нашем центре практикуются по два или три занятия по 2 часа каждый. Как я сказал, ранее мы определяем уровень ребенка и задаем интенсивность обучения. Мы нацелены на эффективное обучение.
Ализа Шайх: Может ли любой желающий обучаться у вас или нужно пройти экзамен для обучения в Центре «Пифагор»?
Асан Жолдасов: Да, конечно, чтобы поступить в наш центр, прежде всего, нужно обратиться по телефону 390 77 22, где вам назначат собеседование и время тестирования. В целом, в центре большой поток обучающихся и поступающих, но, несмотря на это мы рассматриваем кандидатуру каждого ребенка. В данный момент мы производим набор в секцию «Олимпиадная физика», в большинстве в младшую и среднюю лиги. Двери центра «Пифагор» всегда открыты для юных талантов.
Ализа Шайх: Габит, Вы с друзьями создали уникальный для Казахстана образовательный ресурс Educator.kz, лично мне он очень нравится! Хотелось бы, чтобы вы подробнее рассказали о том, как школьники, олимпийцы могут пользоваться вашим ресурсом.
Габит Бекахметов: Спасибо, Ализа. Наш образовательный ресурс Educator.kz создан для широкого круга школьников. На данный момент, мы работаем над созданием русскоязычного контента. На сайте уже предоставлен контент на казахском и английском языках. Скоро, школьники с 5 по 11 классы смогут пересмотреть всю школьную программу на казахском, русском и английском языках. То есть, если молодому олимпийцу скучно на уроках, и он с нетерпением смотрит на учебники старшеклассников, ему можно зайти на наш сайт и получить базу для изучения более глубоких тем. Мы специально отбираем учителей с "портфелем" олимпийских достижений, так как такие учителя включают олимпиадные задачи в свои уроки и имеют опыт постепенного изложения сложного материала.
Также школьники могут готовиться на казахстанские и американские вступительные экзамены, изучать языки и просто общаться со своими сверстниками на нашей дискуссионной площадке.
Ализа Шайх: На какую аудиторию он рассчитан? На какой возраст?
Габит Бекахметов: Наша целевая аудитория - ученики 5-11 классов. Но я знаю и взрослых людей, которые изучают английский или просто повторяют математику. Наша цель - расширить возрастной диапазон. Думаю, что уроки по программированию, китайскому, и экономике помогут нам в этом.
Ализа Шайх: Расскажите, пожалуйста, о ваших лекторах.
Габит Бекахметов: На данный момент у нас есть учителя из Калифорнии и учителя из Астаны. Все учителя преподают в топовых школах и имеют более 10 лет опыта работы.
Ализа Шайх: Могут ли ученики задавать тренерам вопросы и получать ответы на какие-то сложные задачи?
Габит Бекахметов: Да, для этого предусмотрен форум под каждой лекцией, где ученики и учитель могут отвечать на заданные вопросы в течение 24 часов. Иногда, правда, ученики задают настолько сложные задачи, что учителям может понадобиться дополнительное время для ответа.
Спасибо вам за ответы и рекомендации! Здорово, что в нашей стране есть такие профессионалы как вы, создающие условия для развития казахстанских школьников. Уверена, что благодаря вам в Казахстане будет больше ученых, поднимающих научный авторитет Казахстана на международный уровень!
Ниже прилагается информация обо всех олимпиадах по физике республиканского и международного значения, в которых казахстанские школьники могут принять участие. Благодарю за помощь в составлении таблицы Ернура Рысмагамбетова.
Список олимпиад по физике,
в которых могут принять участие казахстанские школьники
№ |
Наименование олимпиады |
Возраст участников |
Организатор и условия участия |
Дополнительная информация |
1 |
Республиканская олимпиада по общеобразовательным предметам |
9-11 классы |
РНПЦ «Дарын» Согласно правилам олимпиада проводится в четыре этапа: |
Согласно Закону РК «Об образовании» победители и призеры РО, награжденные дипломами I, II, III степени МОН РК при проведении конкурса на получение образовательных грантов для обучения в вузах республики имеют преимущественное право при соответствии выбранной им специальности предмету олимпиады. |
2 |
Президентская олимпиада
|
11 класс |
РНПЦ «Дарын» Президентская олимпиада проводится в три этапа: 1) первый этап – региональный, проводится в областях, городах Астана и Алматы, республиканских организациях образования (далее – РОО) и автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО «НИШ») – ежегодно до 1 ноября;2) второй этап – отборочный проводится в 2 тура:1 тур – дистанционный – ежегодно до 15 ноября;2 тур – творческий, написание эссе в день проведения дистанционного тура;3) третий этап – республиканский, проводится в 3 тура:1 тур – теоретический;2 тур – экспериментальный;3 тур – проведение тестирования по английскому языку. |
Победители Президентской олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени: I степени - 2 участника, II степени – 4 участника и III степени - 6 участников. |
3 |
Международная Жаутыковская олимпиада по физике
|
15-20 лет |
Республиканская физико математическая школа им Жаутыков и министерства образования РК. |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
4 |
Международная конференции школьников «Открываем мир науки»
|
|
РНПЦ «Дарын»
|
По итогам научных соревнований победители и призеры мероприятия награждены дипломами I, II, III степеней Министерства образования и науки РК. Все участники, отмеченные сертификатами и имеют преимущественное право в конкурсе на получение образовательных грантов для обучения в высших учебных заведениях Республики Казахстан.
|
5 |
Международная олимпиада по физике (IPhO)
|
15-20 лет |
В 2014 году впервые пройдет в Казахстане, г.Астана. Организатор IPhO-2014 РНЦП «Дарын». Каждая страна представлена в составе 5 учеников. Участвуют 60-90 стран мира. |
Победители награждаются дипломами и медалями. Медалисты имеют преимущественное права получения грантов во многих университетах мира. Также имеют преимущество при найме на работу в крупных компаниях. Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
6 |
Всемирная олимпиада по физике (WoPhO)
|
Школьники старших классов до 20 лет. 15-20 лет |
Индивидуальное соревнование. |
Обладатели золотых медалей IPhO или APhO приглашаются на финальный раунд соревнования. Организаторы соревнования покрывают расходы на дорогу, проживание и карманные расходы золотых медалистов. Обладатели серебряных медалей IPhO или APhO также приглашаются на финальный раунд соревнования. Организаторы соревнования покрывают расходы на проживание серебряных медалистов. Остальные желающие принять участие в соревнование принимают участие онлайн, в случае победы организаторы покрывают расходы на дорогу, проживание и карманные расходы для участия в финальном раунде соревнования.
|
7 |
Азиатская олимпиада по физике
|
15-20 лет |
В олимпиаде принимают участие школьники 30 стран мира. В 2006-м году впервые прошла в Казахстане (РНЦП «Дарын»).
|
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
8 |
Международная олимпиада по физике «Туймаада»
|
7-11 классы
|
Министерство образования Республики Саха (Якутия). Олимпиада проходит по четырем предметам (математика, физика, информатика, химия) параллельно. |
Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
9 |
Международный турнир «Компьютерная физика»
|
|
Международный Интеллект-Клуб "Глюон" http://www.gluon.ru/turnirs_fest/turnirs Все задачи Турнира "Компьютерная Физика" предполагается решать с помощью численного моделирования на компьютере. Для участия в Турнире "Компьютерная Физика" приглашаются команды школьников (3-5 человек), обладающих знанием физики и навыками работы на компьютере. |
|
10 |
Международная юниорская олимпиада по естественным наукам
|
Школьники не старше 15 лет |
Назарбаев Интеллектуальные Школы (НИШ) Каждая команда должна состоять из трех человек.
|
По итогам интеллектуального состязания призеры будут награждены Золотой, Серебряной и Бронзовой медалями. Специальные призы олимпиады учреждены в номинации: «Абсолютный победитель Олимпиады», «Команда - Абсолютный победитель Олимпиады», «Команда - за лучший эксперимент». |
11 |
Международный научно-инженерный конкурс для старшеклассников «IntelISEF»
|
Школьники от 13 лет до 18 лет |
Некоммерческая организация Science Service.
Более 2000 участников из более чем 40 стран мира |
На конкурсе вручается несколько особых наград, в том числе нижеприведённые. Intel Best of Category Awards — 5000-долларовая премия для авторов проекта и грант на 1000 долларов для школы, в которой они учатся. Премия имени Гордона Мура: стипендия в размере 75 000 долларов США, названная именем сооснователя Интел Гордона Мура, вручается лучшим среди победителей в номинации «Intel Best of Category». Выбор производится на основании оценки инновационности и потенциала исследования, его будущего влияния на отрасль науки и мир в целом. В 2012 году эту премию получил Джек Андрака, изобретатель быстрого и дешёвого способа ранней диагностики рака поджелудочной железы. Премия молодым учёным: вручается двоим лучшим проектам среди получивших премию Best in Category. Размер премии — 50 000 долларов. Премия имени Дадли Хершбаха вручается достигшим 18-летия учёным и даёт право бесплатно посетить церемонию вручения Нобелевской премии, а также Стокгольмский международный семинар молодых учёных[en]. Премия Конкурса Европейского Союза для молодых учёных оплачивает путешествие на конкурс в Европу. Олимпиада имеет международный статус и участие в ней освобождает от сдачи ЕНТ. |
12 |
Международное соревнование научных проектов «Первый шаг к Нобелевской премии»
|
Ученики старших классов до 20 лет. |
Польская Академия Наук, Институт Физики http://info.ifpan.edu.pl/firststep/
|
Школьники могут принять участие в данном конкурсе самостоятельно без заключения договора (согласия) со школой, отправив свою работу организаторам конкурса.
|
13 |
Международная юниорская олимпиада по естественным наукам (IJSO)
|
Школьники до 16 лет. |
http://ijso-official.blogspot.com Состав команды не более 6 человек. |
|
14 |
Олимпиада по физике им. А. Имамбекова
|
9-11 классы |
Центр дополнительного образования «Пифагор» |
|
Ализа Шайх
Похожие статьи: